Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Повторение изученного.
1.1. Проверка домашнего задания — решение лингвистических задач «Четвертый лишний».
Чудовище, посмешище, побоище, скукотища.
Бегунья, Германия, колдунья, старания.
Баталия, колония, восстания, Испания.
1.2. Учитель. Подберем синонимы к данным словам, соблюдая условие — существительные должны быть одного и того же склонения. Повторим правило о правописании гласных слабой позиции.
I скл. авария — ... (катастрофа)
клятва — ... (присяга)
держава — ... (страна)
забастовка — ... (стачка)
II скл. закабаление — ... (порабощение)
наставление — ... (поучение, нравоучение, мораль, назидание)
объединение — ... (содружество)
пребывание — ...(нахождение)
III скл. независимость — ...(самостоятельность)
осмотрительность —... (осторожность)
рассеянность — ... (невнимательность)
самоотверженность — ... (беззаветность)
2. Изучение темы.
2.1. Анализ дидактического материала.
2.2. Дополнительные теоретические сведения.
Падеж — обязательный грамматический признак имени существительного. Существительные не могут выступать без падежа. Количество падежей в разных языках неодинаково: в русском языке — 6 падежей, в английском — 2, в арабском — 3, в немецком — 4, в эстонском — 15, а рекордное число падежей (до 44) насчитывается в языках народов Кавказа.
В древнерусском языке были еще другие падежи, например, звательный. Этот термин «говорящий». Объясним его смысловое значение. Он использовался для обозначения лица, к которому обращаются с речью. В современном русском языке обращение стоит в форме именительного падежа. Некоторые формы существительных в звательном падеже сохранились: О боже! Господи! Назовите существительные в звательном падеже: а) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»; б) Ты, отче патриарх, вы все бояре, обнажена душа моя перед вами; в) Царю небес, везде и присно сущий, своих рабов молению внемли.
2.3. Составление алгоритма определения падежа существительного.
2.4. Определение падежей.
2.5. Почему ошибся ученик? Выступите в роли консультанта, объясните, как надо определять падеж.
2.6. Повторение правописания букв е — и в родительном, дательном, предложном падежах имен существительных.
Правило. Гласные слабой позиции в окончаниях существительных проверяем звуками сильной позиции.
I скл., кроме сущ. на -ил |
II скл., кроме сущ. на -ие, -ий |
III скл. |
Р. (от) рек-и — яблон-и Д. (к) рек-е — яблон-е П. (на) рек-е — яблон-е |
(на) окн-ё — во-кзал-е |
(из) (для) глуш-и — сирен-и (в) |
2.7. Повторение алгоритма применения правила.
3. Актуализация знаний.
3.1. Диктант.
Встретиться на вокзале, побывать в Сибири, озябнуть на морозе, отдохнуть на привале, разлечься на травушке-муравушке, тренироваться на площадке, подойти к площади, проскакать на лошади, кататься на лошадке, расположиться на ветви, чирикает на веточке, запах сирени, расцвели на сирени, мечтать о счастье, пребывать в безделье.
3.2. Работа с текстом.
4. Вывод. Каждое существительное выступает в том или ином падеже. Гласные слабой позиции в окончаниях существительных проверяем сильной позицией.
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.