Русский язык поурочные разработки 4 класс
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 3
Цели: развивать умения выделять сложные предложения в устной и письменной речи; ознакомить с постановкой запятой между простыми предложениями в составе сложного.
Ход урока
I. Словарная работа.
Учащиеся списывают с доски предложение:
Вы костер разложили, а мы песню сложили.
Объясните значение словарного слова костёр.
(Костёр – горящая куча дров, хвороста.)
– Простым или сложным является это предложение? Докажите.
– Как соединены простые предложения в составе сложного?
– Подчеркните грамматические основы.
II. Наблюдение над постановкой знаков препинания между простыми предложениями в составе сложного.
1. Выполнение упражнения 84.
– Прочитайте первое предложение. Простым или сложным оно является?
– Прочитайте второе предложение. Что соединяет союз и? (Два простых предложения.) Выделите грамматическую основу этого предложения.
– Что соединяет союз и в простых предложениях? (Однородные члены.)
– Прочитайте еще раз оба предложения. В каком из них перед союзом и есть пауза?
– Как эта пауза показана на письме?
2. Упражнение 85 учащиеся выполняют по заданию учебника.
Коллективная работа.
– Какой вывод можно сделать о постановке знаков препинания в сложных предложениях? (Между простыми предложениями в письменной речи ставится запятая, даже если они соединены одиночным союзом и.)
– Прочитайте сведения о языке на с. 49. Верно ли вы рассуждали?
III. Зрительный диктант.
1. Выполнение упражнения 86.
– Прочитайте предложения. Какие знаки препинания пропущены?
– Объясните написание пропущенных орфограмм. (На доске записываются проверочные слова.)
– Закройте учебники и запишите текст под диктовку.
По окончании работы – самопроверка.
– В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.
IV. Самостоятельная работа.
Продолжите каждое предложение, чтобы получились сложные. Запишите их, подчеркните основы.
1. Наступила ранняя весна, и…
2. В полях уже растаял снег, а…
3. Солнце зашло за горы, но…
4. Утром прошел небольшой дождь, и…
5. Из-за леса выплыла луна, и…
V. Итог урока.
– Как в устной речи простые предложения выделяются в составе сложного? (Паузой.)
– Как на письме обозначается пауза? (Запятой.)
Домашнее задание: упражнение 87.