ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2

Русский язык поурочные разработки 4 класс

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2

Цель: развивать умения распознавать в тексте простые и сложные предложения, выделять простые предложения в составе сложного.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

ТЕСТ

Найдите сложные предложения и запишите в ответе их номера.

1. Я учился очень давно, когда еще были гимназии.

2. Однажды я не выучил урок и получил единицу.

3. Я понял, что теперь я вряд ли получу от папы в подарок фотоаппарат.

4. Я оставил свой дневник в парке на скамье и ничего не сказал папе.

5. Когда учитель выдал мне новый дневник с единицей, я забросил его за шкаф.

6. В третьем дневнике я заклеил страницу с новой единицей, и папа не увидел там ничего плохого.

7. Но однажды мои потерянные дневники нашлись, и папа все узнал.

8. Ложь и обман всегда обнаруживаются и становятся явными.

9. С тех пор я дал себе слово говорить правду и никогда не врать.

10. Правда бывает очень трудной, но ложь хуже всего на свете.

По М. Зощенко

(Ответы: 1, 3, 5, 6, 7, 10.)

II. Упражнение в нахождении сложных предложений в сплошном тексте.

1. Упражнение 81 учащиеся выполняют по заданию учебника.

Комментированное письмо.

Предварительный опрос учащихся.

– Что соединяют союзы а, и, но?

– Что нужно сделать, чтобы узнать, простым или сложным является предложение?

– Прочитайте правило на с. 47. Верно ли вы предполагали?

2. Выполнение упражнения 82.

Устно разбирают текст упражнения по вопросам и заданиям к нему. Объясняют написание пропущенных орфограмм. Самостоятельно записывают текст, подчеркивают грамматические основы.

По окончании работы – взаимопроверка.

III. Словарная работа.

На доске записано лексическое значение нового словарного слова.

Чёрный – цвет сажи, угля.

● Этимология. Учитель рассказывает о происхождении слова «черный». Древнее слово, которое в старину звучало как «керсна». Потом к превратилось в ч, а сн – в н.

Учащиеся выполняют задания с новым словарным словом.

1. Подбор к данному слову синонимов и антонимов.

2. Письмо по памяти.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. Пушкин

3. Ответы на вопросы:

– Как написали словарное слово в предложении?

– Простым или сложным является это предложение? Почему?

– Подчеркните грамматические основы.

– С помощью чего соединены простые предложения в составе сложного? (Союза и.)

IV. Итог урока.

– Что нужно сделать, чтобы определить, простым или сложным является предложение?

– Как по количеству грамматических основ определить тип предложения?

– У меня на доске записаны сложные предложения. Согласны ли вы со мной? Почему?

1. Булька проболел шесть недель и выздоровел.

2. Один раз мы пошли на охоту за кабанами, и Булька увязался с нами.

Домашнее задание: упражнение 83.






Для любых предложений по сайту: [email protected]