ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 4

Русский язык поурочные разработки 4 класс

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 4

Цели: познакомить учащихся с однородными определениями; обобщить знания учащихся об однородных членах предложения.

Ход урока

I. Словарная работа.

1. Запись словарных слов под диктовку.

Алфавит, дежурный, магазин, столица, газета, восток, интересно, командир, кровать, сапоги.

Поставьте ударение в словах.

2. Знакомство с новым словарным словом.

Жёлтый – цвет яичного желтка.

К данному слову подберите и запишите несколько однокоренных слов (желтоватый, желтеть, желтизна); несколько синонимов (золотой, лимонный, янтарный, яичный, соломенный).

II. Актуализация опорных знаний.

Выполнение упражнения 71.

Беседа по вопросам:

1. Прочитайте первое предложение. Назовите грамматическую основу.

2. Какие однородные члены есть в этом предложении? Где и почему нужно поставить знаки препинания?

3. Прочитайте второе предложение. Назовите его грамматическую основу.

4. Какие однородные члены есть в этом предложении? Как расставите запятые?

5. Чем отличаются между собой эти предложения?

6. Объясните написание пропущенных букв в словах. Какие это слова? (Словарные.)

Задание. Запишите и разберите по составу предложения:

Вариант I – первое предложение.

Вариант II – второе предложение.

III. Формирование новых знаний.

1. Упражнение 65 выполняют по заданию учебника.

Учащиеся записывают в тетрадь первое предложение, разбирают его по составу, отвечают на вопросы:

– Какие второстепенные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения?

– На какой вопрос они отвечают? На какой признак указывает каждое определение? (Цвет.)

– Какое определение указывает на другой признак? (Порывистый.)

На доске учитель в ходе обсуждения делает запись.

● к одному слову в предложении;

● на один вопрос;

● один признак называют.

– Предположите, как будут называться определения, если выполняются все эти условия. Прочитайте сведения о языке на с. 38. Верно ли вы рассуждали?

– Запишите предложение, выделенное в тексте упражнения 64. Разберите его по членам. Назовите все определения.

– Какие из них являются однородными, а какие нет? Почему?

2. Упражнение 66 учащиеся выполняют по заданию учебника.

Учитель организует работу в группах по 4 человека. После обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что для однородных определений:

общее:

● относятся к одному и тому же слову в предложении;

● отвечают на один и тот же вопрос;

различие:

● определения должны указывать на один и тот же признак.

IV. Расстановка знаков препинания между однородными определениями.

1. Упражнение 68 учащиеся выполняют по заданию учебника.

Выписывают предложения с определенными членами, составляют схемы ( – однородные определения).

1.

2.

3. ,

Учитель обращает внимание детей на то, что запятая не ставится между определениями «глубоком» и «лесном», так как они не однородные.

– Что можете сказать о правилах расстановки знаков препинания между однородными определениями?

– Откройте учебники на с. 42. Как теперь, после изучения всех однородных членов предложения, мы можем назвать эту таблицу? (Запятая при однородных членах предложения.)

V. Закрепление.

Зрительный диктант.

Учащиеся читают текст (1–2 мин), объясняют написание пропущенных и помещенных в скобки орфограмм.

– Какие однородные члены есть в этом предложении?

– Объясните расстановку знаков препинания.

После записи текста под диктовку учащиеся сверяют написанное с текстом в учебнике, разбирают предложения по составу:

1-й ряд – первое предложение;

2-й ряд – второе предложение;

3-й ряд – третье предложение.

VI. Итог урока.

– С какими однородными членами предложения познакомились на уроке? Назовите условия, при которых определения являются однородными.

Домашнее задание: упражнение 70.






Для любых предложений по сайту: [email protected]