Русский язык 3 класс - разработки уроков
ЧАСТИ РЕЧИ, УПОТРЕБЛЕНИЕ ИХ В РЕЧИ
Цель: уметь выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам, выделять словосочетания.
Ход урока
I. Чистописание.
У работящего в руках дело огнем горит.
– Поясните смысл пословицы.
– Поставьте вопросы.
– Подчеркните грамматическую основу предложения.
II. Постановка проблемы и ее анализ.
1. Учитель читает:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
– О какой части речи эти строки?
2. Выделение в тексте имен прилагательных по лексико-грамматическим признакам. (Упр. 38.)
– Толкование слов «красных» (ворот) и «красна девица».
В некоторых выражениях слово «красный» означает красивый, хороший. Например: красная девица; красное словцо. Подумайте: что значит выражение «красной нитью проходит»? (То есть выделяется отчетливо, подчеркивается какая-нибудь идея.) Древние летописцы первую букву своей книги делали красной. С красной буквы, с красной строки начинался труд их жизни. Центральная площадь Москвы, примыкающая к Кремлю, тоже носит название Красная, то есть самая красивая.
– Для чего необходимы прилагательные в речи?
3. Установление смысловой связи прилагательного с существительным (письменно упр. 39).
Например:
– О какой части речи мы еще не упоминали? Послушайте стихотворение.
Учитель читает:
Что без меня предметы –
Лишь названия,
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
– Какую роль в предложении играет глагол?
4. Подбор подходящих по смыслу глаголов и предлогов. (Упр. 41.)
– Чтобы возвести дом, нужно приготовить части дома – то, из чего необходимо его строить.
– А из каких частей строится речь?
5. Уточнение сформулированных обобщений по учебнику. Работа с правилом на с. 23.
Физкультминутка
III. Закрепление.
Письмо по памяти. (Упр. 37.)
– Назовите существительное в начальной форме, встретившееся в стихотворении.
V. Итог урока.
– Перечислите знакомые вам части речи.
– Что такое существительное? Прилагательное? Глагол? Предлог?
– Подумайте: чем предлог отличается от перечисленных вами частей речи? (Предлог не образует словосочетаний и не является членом предложения.)
Домашнее задание. Упражнение 42.