Русский язык 3 класс - разработки уроков
ПРАВИЛА БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ И ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Цель: развивать умения проверять слова с безударными гласными, глухими, звонкими согласными в корне; формировать навыки правописания корня на основе сопоставления двух правил.
Ход урока
I. Чистописание.
– Отправимся сегодня в деревню Простоквашино по приглашению дяди Федора. Чтобы попасть в деревню, необходимо выполнить задания героев книги Э. Успенского.
– Задание прислал почтальон Печкин.
– Дайте характеристику букве «п»; звуку [п] в сочетаниях слов пя, пу.
1) Списывание, установление способа словообразования. (Упр. 59.)
2) Словарная работа.
Один ученик заполняет кроссворд у доски, остальные записывают ответы в тетради через запятую.
По горизонтали:
1. И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это? (Палатка.)
2. Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется… (перрон).
По вертикали:
3. Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник… (пингвин).
4. Я хотел устроить бал
И гостей к себе… (позвал).
5. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня… (прохлада).
– Какое слово «лишнее»? Почему? (Позвал – глагол.)
Физкультминутка
II. Закрепление изученного.
– Задание галчонка Хватайки в упр. 62. Выразительно прочитайте стихотворение. Найдите однокоренные слова, проанализируйте их.
– Кот Матроскин и пес Шарик попробовали молоко Буренки, которая объелась белены, и в результате у них родились вот эти стихи. (Упр. 60.) Работа по заданию.
– Задания дяди Федора. Необходимо помочь мальчику записать стихотворение, комментируя пропущенные орфограммы. (Упр. 63.)
Запись на доске:
Веч..р в Простоквашино
Тихо и х..рошо в простоквашино за окном падают сн..жинки сидят (за) ст..лом папа, мама, дядя Федор, матроскин и почтальон Печкин они играют в лото в..р..ненок хватайка сл..дит за игрой.
– Спишите текст, расставьте знаки препинания. Где нужно, исправьте и вставьте орфограммы.
III. Итог урока.
– Расскажите, что вы знаете о безударных гласных, звонких, глухих согласных в корне слова. Как их надо проверять?
– Путешествие в Простоквашино закончилось. Герои Успенского проэкзаменовали вас, а вы им раскрыли свои знания.
Домашнее задание. Упражнение 64 (устно).