Русский язык 3 класс - разработки уроков
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПРИСТАВКЕ
Цель: формировать представления о приставке как значимой части основы слова; развивать умение образовывать однокоренные слова и разбирать их по составу.
Ход урока
I. Чистописание.
Так подумай, чтоб после раздумки не было.
– Объясните смысл поговорки.
– Найдите однокоренные слова, сравните их значения.
II. Формирование новых понятий. Постановка проблемы и ее решение.
1. Самостоятельное сообщение: как образованы данные однокоренные слова. Сравнение смыслового значения. (Упр. 33.)
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
– Как найти в слове приставку? (Подобрать однокоренное слово с другой приставкой.)
2. Определение места приставки в основе слова. (Упр. 34.)
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – Приставка,
А злит она его одним –
Стоит всегда лишь перед ним.
Дети проговаривают правило своими словами.
Физкультминутка
3. Игра «Всмотрись внимательно!».
Ученики читают слово, выделяют корень и приставку, поясняя значение слова (устно).
Запись на доске:
изумление – изумруд
отрада – отрава
передоверить – передовой
подорожник – подоконник
подозрение – пододеяльник
расцветка – растение
– Победит тот, кто будет точным и внимательным.
4. Самостоятельная работа. (Упр. 36.) Разбор существительных по составу.
III. Итог урока.
– Что такое приставка?
– Какую роль играет приставка в слове?
Домашнее задание. Упражнение 35.