Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Распространённые и нераспространённые предложения - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: развивать умение определять границы своих познаний, формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с признаками распространённого и нераспространённого предложения; формировать умения различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять нераспространённое предложение по данному подлежащему, сказуемому, распространять нераспространённое предложение второстепенными членами; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка.
2. Повторение сведений о предложении в ходе игры “Знаю — не знаю”.
• Я знаю, какие члены могут быть в предложении. (Я знаю, что в предложении могут быть главные и второстепенные члены.)
• Я знаю, как называются главные члены предложения. (Я знаю, что главные члены предложения называются подлежащее и сказуемое.)
• Я знаю, на какие вопросы отвечает подлежащее. (Я знаю, что подлежащее отвечает на вопросы кто? что?)
• Я знаю, на какие вопросы отвечает сказуемое. (Я знаю, что сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? и др.)
• Я знаю, почему одни предложения называются распространёнными, а другие — нераспространёнными. (Учащиеся затрудняются ответить.)
3. Постановка и обсуждение познавательной задачи урока: “Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения?”; определение целей урока с помощью схемы, записанной на доске:
4. Чтение предложений (учебник, упр. 39, с. 35). Определение, составляют ли они текст, подбор заголовка к тексту. Выполнение заданий (устно).
5. Чтение сведений о языке (с. 35), работа с определением: “Какие бывают предложения? Как поняли, что значит распространённое предложение, нераспространённое предложение? Приведите примеры таких предложений из упр. 39 в учебнике”.
6. Выполнение заданий по выбору: одни ученики записывают нераспространённые предложения, другие — распространённые (учебник, упр. 39, с. 35).
7. Составление предложений (нераспространённого и распространённого) из слов с опорой на рисунок (учебник, упр. 40, с. 35). Запись составленного распространённого предложения, нахождение в нём второстепенных членов и определение, какие члены предложения они поясняют, распространяют.
8. Наблюдение за порядком слов в нераспространённом предложении (учебник, упр. 41, с. 36). Выполнение заданий. Чтение сведений о языке (учебник, рубрика “Обратите внимание!”, с. 36).
9. Составление предложений по рисункам (учебник, упр. 42, с. 36) и данному подлежащему (или сказуемому). Выполнение заданий. Распространение записанных нераспространённых предложений второстепенными членами. Обобщение: “Чему вы учились, выполняя это упражнение?”
10. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Какие цели стояли перед вами на уроке? Как отличить распространённые предложения от нераспространённых? Чему вы учились на уроке?”
Проверка и оценка результатов учебной деятельности: выполнение задания учебника (рубрика “Проверь себя”, задание 5, с. 40).
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 24, с. 13).