Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление текста-описания по репродукции картины Ф. П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; повторить сведения о существенных признаках имени прилагательного как части речи; совершенствовать умение определять грамматические признаки имени прилагательного; развивать речь в ходе составления текста-описания натюрморта по репродукции картины; развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.
Ход урока
1. Определение темы и первой познавательной задачи урока в ходе беседы: “Какую часть речи вы изучаете сейчас на уроках русского языка? Какова будет первая задача урока? Что вы будете повторять?” (Сведения об имени прилагательном.)
2. Воспроизведение знаний о грамматических признаках имени прилагательного в ходе выполнения заданий “Рабочей тетради” (упр. 101, с. 47). Проведение комментированного словарного диктанта: запись слов и словосочетаний идёт в соответствии с предложенными заданиями и с обоснованием правильности написания орфограмм:
• Образуйте от имени существительного имя прилагательное: урожай, яблоко, сахар. Докажите, что записанные слова — имена прилагательные.
• Запишите словосочетания в единственном (во множественном) числе: душистые ландыши, лесные чащи, жёлтый лист, чудный денёк.
• Подберите антоним к каждому имени прилагательному: широкий, тяжёлый, слабый.
• Замените имена прилагательные синонимами: холодный, жёлтый, красный.
3. Постановка второй познавательной задачи урока: “Составление текста-описания по репродукции картины художника”. Обсуждение: “Чему вы будете учиться на уроке?”
4. Рассматривание репродукции картины Ф. П. Толстого “Букет цветов, бабочка и птичка” (учебник, упр. 170, с. 98). Учитель обращает внимание на то, что Ф. П. Толстой — замечательный мастер натюрморта: любой изображённый им предмет воспринимается как настоящий. Выясняется значение слова натюрморт. Обсуждается название картины.
5. Чтение описания картины автором (первое задание: “Обратите внимание, с какой достоверностью художник изобразил цветы в вазе...”). Соотнесение прочитанного и увиденного на картине. Высказывание своего отношения к увиденному.
6. Описание предметов, изображённых художником на картине (третье задание), определение своего восприятия каждого предмета.
7. Составление предложений или текста по картине (под руководством учителя). Обсуждение частей сочинения: вступление, основная часть, заключение. Подготовка к рассказыванию. Определение роли имён прилагательных в предложениях текста.
Запись текста или 3—4 предложений из составленного текста.
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Чем заинтересовал вас урок? Чему учились на уроке?”
Домашнее задание
Составить сообщение на тему “Что я знаю об именах прилагательных”.