Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Строчная буква с (Мой алфавит, с. 22, Азбука, с. 78—79) - 3-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Вариант интегрированного урока “Чтение — письмо”.
Целевые установки урока
а) Проводить слого-звуковой анализ слов со звуками [с] — [с’]; характеризовать их; подбирать слова с ними; обозначать звуки буквами;
б) плавно читать слоги (с ориентировкой на гласную), слова и предложения с новой буквой по “Азбуке” (с. 79);
в) печатать букву Сс и писать строчную букву с;
г) определять последовательность действий при написании букв; использовать действие контроля и оценки при написании буквы;
д) составлять предложения по схеме и рассказывать по картинке (устная речь);
е) осваивать формы вежливого, доброжелательного общения детей друг с другом.
Ход урока
1. Звуковой анализ. Самостоятельная работа.
— Обозначьте с помощью фишек последовательность звуков в словах “слон”, “лиса”, “нос”.
Какой звук повторяется в каждом слове? Какой он: гласный или согласный? Докажите (зубы и язык создают преграду выходящему воздуху.)
2. Упражнения в различении звуков [с] и [с’].
— Сравните звучание слов “сойка” — “синица”. Разделите их на слоги. В каком слоге мы слышим мягкий звук [с’], в каком — твёрдый звук [с]?
Придумывание слов с этими звуками.
3. Обозначение звуков [с] и [с’] буквой Сс. Работа с “Азбукой” (с. 79).
— На что похожа буква Сс? Рассмотрите рисунок на жёлтой плашке (с. 79 “Азбуки”).
Почему буква Сс нарисована зелёным и синим цветом? (Буква Сс обозначает на письме сразу твёрдый и мягкий звуки.)
4. Составление и чтение слогов с буквами м и с (са — со — су, ас — ус — ос, сы — си, мы — ми).
Тем учащимся, которые затрудняются в чтении слогов, учитель даёт ориентиры:
чтение на основе анализа: составил слог (слово) — прочитал его;
чтение с опорой на артикуляцию звуков в слоге “са”: посмотри на первую букву, приготовься произнести согласный звук, потом, широко открыв рот для звука [а], произнеси слог сразу на одном выдохе;
чтение слога с ориентировкой на гласный: посмотри на гласную, следующую за согласной, произноси согласные перед и мягко ([с’] — си; [м’] — ми).
Повторение весёлого стихотворения “Ну-ка, М, дай руку А...”.
5. Чтение слова “школа” (акрофония). Игра “Составь слова. Кто больше?” (Осы — оси — усы, сом — сам — сама — Сима.)
6. Чтение слов с доски и из “Азбуки”, разбор предложения (фразеологизма) “Мы сами с усами”.
— О ком можно так сказать? А могут ли ребята так сказать о себе? (Да. Это выражение означает “Мы нисколько не хуже других. Мы сами всё умеем делать”.)
7. Физкультминутка.
8. Письмо (“Мой алфавит”, с. 22).
9. Задание “Загадки слов”, слого-звуковой анализ, определение ударного слога.
10. Закрепление образа печатной буквы, печатание буквы Сс на рабочей строке.
11. Самостоятельное письмо строчной буквы с (полуовала) в вертикальной полосе.
Обозначение точкой начала письма буквы с. Буква с начинается немного ниже верхней рабочей строки. Самоанализ.
12. Упражнение в написании слогов и слов. Определение наклона букв с помощью наклонных вертикальных линий.
13. Подведение итогов. Учитель подводит детей к обобщению.
— Мы теперь не только знаем буквы, но и можем читать и писать слова. Их пока немного, но среди них есть главное слово — “мама”.
Теперь вы не только владеете умением говорить и слушать (устной речью), но и осваиваете умение писать и читать, т. е. овладеваете письменной речью.