Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Строчная и заглавная буква Мм (с. 20-21) - 3-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
На изучение буквы Мм (строчной и заглавной) учитель может отвести два урока. Возможен и другой, интегрированный вариант изучения буквы Мм: совместить урок чтения и письмо строчной буквы м (провести их на одном уроке), а второй урок посвятить написанию заглавной буквы М, письму слогов и слов с ней.
Целевые установки уроков
а) Выделять в словах звуки [м] — [м’], проводить слого-звуковой анализ слов с этими звуками в начале и середине слова;
б) характеризовать звуки [м] — [м’]; обозначать их буквой Мм;
в) писать строчную и заглавную букву Мм;
г) определять последовательность действий при написании букв; использовать действие контроля и оценки при написании буквы;
д) составлять предложения по схеме и рассказывать по картинке (устная речь);
е) осознавать значение (позитивного) доброжелательного общения людей в семье.
Ход уроков
1. Задание “Загадки слов” (с. 20): чтение слова по волшебной (акрофонической) записи (маки); заполнение звуковой схемы, характеристика звука [м]: где находится (в начале, конце); гласный или согласный; твёрдый или мягкий.
2. Звуковой анализ слов “мишка”, “мёд”. Сравнение звуков [м] — [м’] в словах “муха”, “маска” — “мишка”, “мёд”; характеристика звука [м’].
— Почему буква М нарисована зелёным и синим цветом? (Буква м обозначает на письме твёрдый и мягкий звуки.)
3. Обозначение звуков [м] — [м’] буквой м; закрепление образа печатной буквы М, печатание её на строке, ориентируясь на стрелки.
4. Самостоятельное написание элементов и строчной буквы м в вертикальной полосе справа; анализ ошибок.
5. Графический анализ строчной буквы м. Словесное описание: буква состоит из трёх элементов (плавной наклонной линии с точкой и двух линий с закруглением внизу).
— Начинаем писать букву м снизу, с плавной наклонной линии, которая немного поднимается над рабочей строкой; плавно переходим на письмо двух линий с закруглением внизу.
6. Упражнение в плавном написании буквы м на рабочей строке на счёт “и — раз — и — два — и”.
7. Запись слогов с новой буквой. (Учитель обращает внимание на звучание слогов ми — мы); придумывание слов с ними: задание “Доскажи словечко” (Мила, Миша — мыло, мыши).
8. Соотнесение звуковых схем с рисунками (с. 20). Печатание букв под схемами.
9. Физкультминутка.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
А теперь мы отдохнём
И опять писать начнём.
10. Отгадывание ребусов, звуковой анализ слов со звуками [м] — [м’] (с. 21).
11. Сравнение заглавной и строчной буквы Мм, их графический анализ.
12. Самостоятельное воспроизведение заглавной буквы М в вертикальной полосе, самоанализ, настрой на красивое письмо букв, слогов и слов.
13. Письмо заглавной буквы под счёт “и — раз — и — два — и”. (Счёт “и” даётся на письмо линий снизу вверх, а “раз” — сверху вниз.)
14. Упражнение в написании слогов и слов с новой буквой.
15. Составление рассказа “Мы и мама” (название рассказа написано на доске). Запись предложений; правила оформления предложений на письме (заглавная буква в начале и точка в конце). Чтение записанных предложений хором.
16. Чтение названия сказки на основе схемы (с. 21, “Три медведя”).
17. “Секреты языка”, которые помогают увеличивать количество слов в языке, делая его живым и интересным.
— Рассмотрите рисунки молний. Где вы их видели? Подумайте, почему молнии для сумок, сапог и курток так названы. Есть ли что-то похожее между ними? Почему слово “молния”, связанное с небом (быстрый разряд электричества в воздухе), было перенесено на другие предметы, на застёжки, которые быстро застёгиваются?
Учитель обращает внимание детей на правильное употребление в устной речи слова “сапоги” (во множественном числе, родительном падеже). (У меня нет сапог.)