Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащийся получит возможность:
• осмыслить собственную позицию на уровне положительного отношения к школе;
• осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
• осмыслить сформированное уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;
• осмыслить сформированный интерес к языковой и речевой деятельности, освоить правила общения;
• приобрести представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;
• приобрести представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствии, сопереживании, миролюбии, терпении и т. д.);
• приобрести первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• осмыслить сформированную потребность к творческой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ2
Учащийся получит возможность для формирования УУД:
• принимать цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
• высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
• проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм (“Узелки на память”);
• оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
• целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;
• ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
• осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
• понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
• работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
• понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и др.;
• преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
• понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
• составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать её, участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;
• осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• использовать собственный опыт в решении познавательных задач.
• слушать собеседника и понимать речь других;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• принимать участие в диалоге;
• задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
• принимать участие в работе парами и группами;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
• оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛЕКСИКА
Учащийся научится:
• различать слово и предложение, слово и слог;
• определять слово как двустороннюю единицу языка (т. е. получит представление о значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей);
• различать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы кто? или что?;
• определять имена собственные и правильно их записывать;
• определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
• выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.);
• определять значение слова или уточнять его с помощью толкового словаря учебника.
Учащийся получит возможность:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
• приобрести первоначальное представление о знаковой функции слова как заместителя, “представителя” реальных предметов, их свойств и действий;
• приобрести первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и о многозначных словах;
• составлять тематические словарики на основе содержательной классификации слов по определённым темам.
СИСТЕМА ЯЗЫКА. ФОНЕТИКА И ГРАФИКА
Учащийся научится:
• различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;
• устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
• различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
• определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
• различать гласный звук [и] и согласный звук [й’];
• различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
• различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
• различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
• обозначать ударение в слове;
• правильно называть буквы в алфавитном порядке;
• различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
• различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака;
• определять традиционные написания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах.
Учащийся получит возможность:
• находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ
Развитие речи
Учащийся научится:
• первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
• слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
• пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
• составлять текст из набора предложений;
• выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Учащийся получит возможность научиться:
• различать устную и письменную речь;
• различать диалогическую речь;
• отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
• анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
• определять тему и главную мысль текста;
• соотносить заголовок и содержание текста;
• составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
• составлять текст по его началу и по его концу;
• составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Морфология
Учащийся получит возможность:
• делать элементарные грамматические обобщения: представление о предметности, свойстве (качестве) и действии на основе классификации слов по вопросам: кто? что? что делает? что делают? какое? какой? какая? какие?
Синтаксис
Учащийся научится:
• различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
• выделять предложения из речи;
• соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
• соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
• составлять предложения из слов;
• составлять предложения по схеме, по рисунку;
• писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
• устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам, пользуясь общими представлениями о предложении.
Учащийся получит возможность научиться:
• определять существенные признаки предложения, его смысловую и интонационную законченность;
• устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;
• осмыслять роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
• применять изученные правила правописания:
✓раздельное написание слов в предложении;
✓написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ;
✓перенос слов;
✓прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
✓непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
✓большая буква в начале и точка в конце предложения;
✓знаки препинания в конце предложения (. ? !);
• безошибочно списывать текст с доски и учебника;
• писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов;
• самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определённую тему.
Учащийся получит возможность научиться:
• определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
• писать двусложные слова с безударным гласным звуком;
• писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова;
• пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
1 Планируемые результаты изучения курса “Русский язык” авторов Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой (1 класс), представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса.
Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями учащихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения.
2 Метапредметные результаты представлены универсальными учебными действиями (УУД).