Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока: углублять представление детей о словах, близких по значению; расширять словарный запас учащихся синонимами (словами, близкими по значению), активизировать их употребление; продолжать знакомство со словарями как средством повышения речевой культуры, осмысливать роль и значение синонимов в речи, сравнивать.
ХОД УРОКА
I. Работа с моделями слов (упр. 60).
— Близки ли эти слова по значению? Что общего в их значении? Почему же маленького ребёнка мы называем по-разному? Какие новые оттенки в значении появляются в каждом слове? Кто помнит, почему Незнайку и его друзей из книги Н. Носова называли коротышками? А как назван маленький енот в книге Л. Муур? Можно ли сказать, что крошка Енот был не только храбрым, но и смелым, бесстрашным, отважным? (Беседа сопровождается повторным чтением указанных произведений в “АБВГДейке”.)
II. Перед списыванием слов (упр. 61) следует доказать, что слова близки по значению (называют родителей, хотя и по-разному).
Пусть учащиеся задумаются, в чём разница между словами (одни слова современные, другие — старинные; в некоторых словах чувствуется отношение: мамочка — ласковое, матушка — уважительное, почтительное). Для составления предложений с этими словами нужно задать коммуникативно-речевые ситуации, например: “Представьте, мама пришла с работы очень расстроенная. Вы хотите поднять ей настроение. Как вы к ней обратитесь? Что можете сказать?” (“Мамочка, не расстраивайся, всё будет хорошо...”)
III. Минутка чистописания: сравнивание букв и—ц—у, нахождение общих элементов и различий.
IV. Знакомство со страничкой словаря синонимов (с. 32). Нужно уточнить, из какой сказки А. С. Пушкина взяты строки. Можно поставить вопрос по предложенным синонимам: “Почему А. С. Пушкин выбрал из слов благодарности именно благодарствую?” (Это слово старинное, поэтому более подходит к сказке.)
Рекомендации для занятий дома: подобрать синонимы к слову жёлтый.