Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
СЛОВА С НЕСКОЛЬКИМИ ЗНАЧЕНИЯМИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока: дать первичное представление о многозначности слов; воспитывать ценностное отношение к русскому языку как богатому и выразительному; расширять словарный запас детей, осмыслять сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности; сравнивать предметы, называемые одним словом, находить в них общее.
ХОД УРОКА
I. Диалог с Иваном Самоваровым призван заложить у детей представления о словарном богатстве русского языка, вызвать желание овладеть этим богатством. Поэтому можно продолжить тему так:
— Чем же богат русский язык? (Словами, их огромным количеством.) А как можно расширить словарный запас? (Постоянно узнавать новые слова в школе и дома, с помощью словарей.)
Учителю следует продемонстрировать толковые словари: В. И. Даля, С. И. Ожегова — и пояснить слово толковый.
— Как вы понимаете слова толковый, толковать? Давайте обратимся к словарю В. И. Даля (читается словарная статья): толковать — объяснять, определять смысл чего-нибудь.
— А что об этом говорит Иван Самоваров? (Зачитываются сведения из учебника.)
— На страницах какого учебника вы познакомились со словами, имеющими несколько значений? (На страницах азбуки “АБВГДейка”.) Можете ли вы привести примеры таких слов?
II. Уточнение значений слова язык (упр. 56, 57). Сначала с опорой на рисунки учащиеся сами пытаются объяснить значения слова язык, затем учитель уточняет их объяснения, обращаясь к словарю С. И. Ожегова: “Язык пламени — пламя вытянутой формы, напоминающей форму языка; язык колокола — металлический стержень в колоколе, производящий звон ударами о стенку”.
Толкование пословиц о языке как словесной речи можно провести с привлечением словаря В. И. Даля: “острый язык” — насмешливый; “доведёт до Киева” — всё узнаешь, расспрашивая; “язык болтает, а голова отвечает” — за необдуманные слова можно поплатиться головой.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся желательно предложить им привести и другие примеры выражений со словом язык, объяснить их значения. Задание может быть дано на дом (в дополнение к записи слова язык в словарик, с. 30).
Перед списыванием по памяти одной из пословиц нужно предложить учащимся воспроизвести порядок работы.
1. Сначала стараюсь запомнить содержание всей пословицы дословно.
2. Затем перечитываю каждое слово, обращая внимание на его написание, и отмечаю трудные места.
3. Закрываю слово линейкой, ластиком и пишу, диктуя себе, как запомнил.
4. Открываю слово и сравниваю с тем, что написал.
5. Перехожу к следующему слову и т. д.
6. Перечитываю всю пословицу, которую записал, и сравниваю её с пословицей в учебнике.
При объяснении значения слова горлышко (кувшина) следует обучать детей не только говорению, требуя от них полного ответа, но и слушанию друг друга, рекомендуя не повторять ответы одноклассников, а дополнять их и уточнять.
Для усвоения значения слова разбить (клумбу) в смысле “устроить” (упр. 59) дети записывают в одну строку первое предложение из стихотворения О. Григорьева. Попутно можно провести следующий орфографический анализ:
— Какие слова вы написали с большой (прописной) буквы и почему? А уместилось ли у вас всё предложение на одной строке? Какие слова пришлось вам разбить на части? Как вы это понимаете? (Разделить для переноса.) Как вы это сделали?