Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Разделительный мягкий знак
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с разделительным мягким знаком, его вторым значением в слове;
• научатся читать слова и словосочетания с разделительным мягким знаком;
• проводить фонетический разбор слов, в которых присутствует разделительный мягкий знак;
• научатся правильному, выразительному чтению маленьких текстов и стихотворений;
• работать в группах, парах, соотносить свою роль с действиями товарищей;
• познакомятся с творчеством детских писателей, научатся запоминать правильное название произведения и автора, который его написал.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки.
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые,
Встанут в ряд —
Сейчас заговорят. (Буквы)
Сколько букв в русском алфавите?
В алфавите — 33 буквы. Откройте «Азбуку», часть 1. Каждая буква имеет своё имя. Когда вы будете повторять буквы друг за другом, почувствуете, что это очень похоже на музыку. Алфавит нужно выучить наизусть. Слова в словарях также располагают в алфавитном порядке. Фамилии учеников в классном журнале располагаются по алфавиту и т. д.
Назовите буквы, обозначающие гласные звуки, парные согласные звуки, буквы, которые могут обозначать два звука? Какие буквы не обозначают звука? С какой буквы не может начинаться слово? (С буквы ы.)
Какая буква даёт всегда только мягкий согласный звук? (Буква ч.)
Пятеро волов одной сохой пашут.
(Рука и пальцы.)
Белое поле, чёрное семя,
Кто поле сеет, тот и разумеет.
(Ручка, тетрадь — лист, буквы)
2. Мотивация учебной деятельности
— Ответьте на занимательные вопросы.
Что среди Волги стоит? (Буква л.)
Что находится посредине Киева? (Буква е.)
Что стоит между стеной и дверью? (Буква и.)
У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного. (Буква о.)
Что же такое буква? (Это значок, который обозначает звук. Буквы мы видим и пишем.)
Прочитайте текст на странице 13. Озаглавьте его. Подчеркните орфограммы. (Ольга, письмо.)
Для чего служит здесь ь? (Он смягчает л и с.)
Назовите, сколько в этих словах букв и звуков? Кто приносит письма в дом к людям? (Почтальон.)
Напечатайте это слово. Разделите его на слоги. Особенно внимательны будьте, когда подойдёте к букве ь. Поставьте ударение.
Мягкий знак смягчает звук [л], и поэтому он с ним очень подружился и никак не может оторваться от буквы, которую он смягчает.
Поделите на слоги слова Ольга и письмо? Прочитайте второй текст на странице 14.
Учитель обращает внимание на правильность и чтение целыми словами.
— Выберите слова с ь. Определите, для чего служит ь? (Гусь, дразнить, постоять, перестань, брось.)
3. Работа по теме урока
— Прочитайте стихотворение В. Берестова «Раз-два...» (с. 14). Какая буква не обозначает звука? Какую функцию исполняет в слове?
Игра на странице 14. Где в слове может стоять ь?
Что остаётся на месте старого костра? (Зола, уголь.)
Напечатайте слово уголь. Составьте его схему. Сколько букв и звуков в этом слове? (Пять букв, четыре звука.)
А теперь спрячьте ь в середину слова. (Угольки.)
Напечатайте это слово. Выполните его схему. Как на звуковой схеме обозначается ь? (Он не обозначается, так как ь не имеет звука.)
Для чего служит мягкий знак в этих слова? (Он указывает, что согласный звук читается [л'].)
Разделите эти слова на слоги? (Мягкий знак не отделяется от впереди стоящей согласной буквы.)
Представьте, угольки не маленькие, а большие. Как вы про них скажете? (Угли.)
Да, вы правы, и это слово очень интересное. Напечатайте его в тетрадь.
Прочитайте это слово и подумайте, для чего здесь ь? Когда ещё согласные читаются мягко? (Когда за ними идут гласные я, е, и, когда за согласными идёт ь.)
А здесь, что мы наблюдаем? (Здесь стоит гласная я.)
Да, я сама может смягчить согласный звук [л']. Для чего же здесь поставили букву ь?
Дети анализируют слова: угольки, уголья.
— Попробуйте убрать ь из второго слова и прочитайте, что получится.
Дети пробуют прочесть уголя.
— Нет, слова не получается, значит, ь убирать нельзя.
На что указывает здесь ь? Постарайтесь несколько раз произнести это слово и послушать звуки? (Мягкий знак разделяет звуки: согласный звук от гласного, чтобы они не сливались.)
Послушайте и напечатайте слово семья. Что оно обозначает? (Папа, мама, дети и бабушка с дедушкой — это и есть семья.)
Мы убедились ещё раз, что ь служит для разделения согласного звука и гласного. Он разделительный ь.
— Разделите слово на слоги. Помните, как ведёт себя буква ь при делении на слоги.
Прочитайте слова, старайтесь голосом показать, какую функцию выполняет в слове буква ь: пень, роль, рояль, куль, соль, мель, пеньки, кульки, рулька, полька, сосулька, Мальвина, доктор Пилюлькин, Машенька и медведь, комья, ульи, лью, ручьи, соловьи, семья, гостья, друзья, Пьеро, сиянье, воробьи.
Сделайте вывод. (Мягкий знак указывает, что согласный звук нужно читать мягко. Но ь может служить и для разделения согласного и гласного звуков, тогда он становится разделительным мягким знаком.)
Проведём фонетический разбор слова друзья, то есть посчитаем, сколько букв в этом слове и сколько в нём звуков. (Шесть букв. Звуки: [д], [р], [у], [з], ь звука не даёт, [й'а] — 6 звуков.)
Аналогичная работа проводится со словами Пьеро, речь.
— Что нового вы заметили в «поведении» гласных, которые стоят после разделительного ь? (Я и е обозначают два звука.)
В каких случаях гласные буквы обозначают два звука? (Буквы я и е могут обозначать два звука, когда стоят в начале слова (яма), когда стоят после гласных (моя) и когда стоят после разделительного ь (семья).)
Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Прочитайте отрывок из стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова.
Рассмотрите картинку к этому отрывку. Что видите? (На скамеечке сидят и скучают дети. Между ними идёт разговор о домашних новостях.)
Как называется это произведение? («А что у вас?» Написал его Сергей Михалков.)
Как можно назвать детей, сидящих на скамеечке в родном дворе? (Друзья.)
Напечатаем это слово. Составим звуковую схему этого слова. Сделаем вывод о назначении ь. Как называется этот ь? О чём рассказал последний собеседник? (У него гость.)
Какой это ь? Составьте из этого слова другое так, чтобы ь знак стал разделительным. (Гостья.)
Какие ещё произведения С. Михалкова вы читали?
Учитель нацеливает детей на самостоятельное чтение этих произведений и говорит о том, что книги этого писателя и поэта обязательно должны быть в домашних библиотеках.
— Прочитайте это стихотворение ещё раз по ролям и выучите его. Сколько персонажей нам нужно? (Автор, Боря, ребёнок.)
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что полезного и интересного мы узнали сегодня? (Мы узнали, что буквы гласных я и е, которые стоят после разделительного мягкого знака, обозначают два звука [й'а] и [й'э].)
В какой роли может выступать ь в словах?