Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся читать слова с ь — показателем мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;
• повторят, что мягкий знак не обозначает звука;
• научатся работать с текстом; выделять главную мысль.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Кто из вас может определить время по часам? Послушайте стихотворение В. Орлова.
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут»,
Но немножко «отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но они стоят на месте.
О чём задумались два друга? (Часы неподвижно стоят на комоде.) Про что же это стихотворение? (Про стрелки часов, они двигаются, отсчитывают время.)
Какая из стрелочек минутная, а какая часовая? Какие орфограммы вы заметили? (Ча. Заглавная буква.)
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течёт,
Ненагружённое, пустое,
Часов и дней напрасный счёт.
(С. Я. Маршак)
2. Мотивация учебной деятельности
— Мы узнали, как надо беречь время. За минутку можно сделать очень много, а можно час просидеть и ничего не успеть.
Послушайте пословицы. О чём они? Время дороже золота. (Время очень дорого для человека. Нельзя его терять попусту.)
День прошёл, всё с собой унёс. (Всё, что происходит за один день, — плохое или хорошее — всё забывается со временем.)
Раньше начнёшь — раньше окончишь. (Это о делах. Что поручено, не надо откладывать, а надо сразу выполнить.)
Умел начать, умей и окончить. (Нельзя бросать дело на полпути. Надо любую работу доделывать до конца.)
3. Работа по теме урока
— Соберитесь с мыслями и отвечайте быстро.
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток? (Буква т.)
(Е. Тарлапан)
Вот стоит, дымок пуская.
Буква, как труба печная. (Буква д.)
(В. Степанов)
— Что вы можете сказать об этих буквах? (Это парные согласные, т — глухой согласный; д — звонкий согласный.)
Какие ещё парные согласные вы знаете? Называйте буквы правильно! (б-п, д-т, г-к, з-с)
Решите ребус.
Сколько в этом слове слогов? Как вы узнали? (Три слога, таи паи три гласных.)
— Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? (Семь букв, семь звуков.)
Прочитайте рассказ «Ударили первые морозы» (с. 12). Как ребята заливали каток? Как вёл себя Коля?
Дети дают ответы с оценкой поведения мальчика.
— Что произошло дальше? Как озаглавим рассказ? («На катке». «Вот так покатался!..»)
Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака. В этой сказке рассказывается, как мачеха отправила падчерицу под Новый год в лес за подснежниками. Было холодно, и девочка очень замерзла. Вдруг она набрела на большой костёр, а вокруг него на двенадцати камнях сидели двенадцать человек. Кто были эти сказочные герои? (Двенадцать месяцев.)
Кто автор? (С. Я. Маршак.)
Назовите имя каждого месяца? Назовите месяцы по временам года. Начните с сентября. В сентябре мы пришли в школу. (Осень — сентябрь, октябрь, ноябрь и т. д.)
А теперь перечислите месяцы с января, с самого начала года. Вспомните пословицу про январь и декабрь? (Январь — год начинает, декабрь — кончает.)
Назовите месяцы с ь на конце? (Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.)
Над словами запишите количество букв и звуков.
На урок пришли сказочные герои Буратино и Карлсон. Буратино напечатал слова и стёр одну букву. Он думал, что мы их не прочитаем: угол, мел, ел, брат, стал, шест...
Карлсон решил его проучить. Он дописал букву ко всем словам. Все слова Буратино исчезли. Что за слова появились? Напечатайте эти слова.
Возьмём два слова — уголь, ель. Измените слова так, чтобы предметы стали маленькими. (Угольки.)
Напечатайте рядом со словом уголь слово угольки. Что произошло с ь? Теперь возьмите слово ель. Как называется лес, в котором растут одни ели? (Ельник.)
Напечатайте слова ель — ельник. Что случилось с нашей молчаливой буквой? Куда она переместилась? Какую функцию выполняет ь в середине слова? (Он смягчает согласный звук.)
Попробуйте убрать ь, что произойдёт? (Изменится смысл слова или таких слов вообще не бывает.)
Определите в словах количество букв и звуков.
Спрячьте мягкий знак в середину слов:
день — (деньки)
огонь — (огоньки)
зверь — (зверьки)
окунь — (окуньки)
пень — (пеньки)
линь — (линьки)
Напечатайте в тетрадь две любые пары слов. Подчеркните орфограмму.
Учитель показывает графику орфограммы.
— Прочитайте слова с ь в середине: мальчики, пальто, коньками, на льду, солнце, сосулька..
Прочитайте слова на странице 13. Ответьте на вопрос: что делать?
Прочитайте скороговорку на странице 13. Что в ней интересного? (Тут слова галка — галька. В записи слов много общего, но смысл слов разный: птица стала камешками.)
Я читаю вопрос: кто? (с. 13). Вы читаете слова за чёрточкой.
Читаем второй столбик. Вопрос: что?
Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? И что? (Живые предметы отвечают на вопрос кто? Неживые - на вопрос что?)
Прочитайте слова на странице 13. Спрячьте ь внутрь слов. (Не с каждым словом это возможно.)
Напечатайте слова. (Ельник, хорьки.) Кто такие хорьки? (Хорь — хорьки.)
А теперь поиграем «Загадка — игра». Вставьте буквы и получите слова с ь в середине.
Небольшое помещение для мытья: б — — ь — а (Банька.)
Способ передвижения: х — — ь — а (Ходьба.)
Яркое освещение горизонта неба: з — — ь — а (Зорька.)
Рисунок по кости, по дереву: р — — ь — а (Резьба.)
Доля, участь, случай: с — — ь — а (Судьба.)
Определите место ь на ленте букв. Почему в нижнем ряду? (Мягкий знак показывает, что согласный звук читается мягко.)
Прочтите текст (с. 13). Доскажите последнее предложение.
— Напечатайте новые слова, разделите на слоги, поставьте ударение, составьте их звуковую схему. (Письмо, Ольга.)
Укажите, сколько букв в каждом слове, сколько звуков на звуковой схеме.
Чтение текстов на с. 14-15.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что нового мы узнали про ь?
Когда согласные читаются мягко?
Сделайте выводы.