Все уроки русского языка 10 класс
Анализ контрольной работы
Цели: провести коррекцию ошибок, допущенных учащимися при выполнении контрольной работы, закрепив навык правильного варианта; прививать умение работать над своими ошибками с целью их недопущения в будущем; вспомнить о своеобразии трёх типов ошибок и особенностях работы над каждым из них; воспитывать старание, ответственность и самостоятельность в данном виде работы.
ХОД УРОКА
I. Постановка целей и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке вам будет необходимо самостоятельно, или при помощи учителя, исправить ошибки в контрольной работе, закрепить правильный вариант написания (орфография, пунктуация).
II. Анализ контрольной работы
Работа над орфографическими ошибками (см. с. 78)
Следует оставить место в таблице для индивидуальной работы учащихся над ошибками, не разобранными учителем.
III. «На закуску»
Викторина
♦ «Кто быстрее?» Напишите пять слов-ассоциаций к слову «стилистика».
♦ Какие направления в стилистике вы знаете?
♦ С какими функциональными стилями знакомы?
♦ Объясните понятие «продувной человечек». К какой категории оно относится, где может использоваться? (Просторечные выражения, нелитературные)
♦ Объясните, в чем отличие использования данных ниже вопросительных предложений.
1) Уберечь памятники старины. Что может быть достойнее этой задачи?
2) Что такое текст? Текст — это... .
♦ В качестве чего могут использоваться следующие предложения? Почему?
1) Эх, налоги!
2) Борьба с коррупцией — дело каждого!
3) Забавы разума.
4) Трения и прения.
♦ К какому стилю следует отнести приведенные предложения? Какое из них лучше, больше подходит к этому стилю? Какой прием использован в этом предложении? (Инверсия)
1) Дремучий бор в этот час был сказочно красив.
2) Сказочно красив был в этот час дремучий бор.
♦ К какому стилю речи следует отнести предложенные слова? Как вы это определили?
Сливянка, гулянка, гулёна, сластёна.
♦ Найдите в предложении иностилевой элемент. Охарактеризуйте его и предложение. Откорректируйте, заменив слово в соответствии со стилем.
Сейчас необходимо тряхнуть стариною да на коньках покататься.
♦ Опираясь на сюжет сказки «Курочка Ряба», напишите миниатюры в различных стилях:
а) Милицейский отчет (официально-деловой стиль);
б) лекцию «Осторожно! Грызуны» (научный стиль);
в) воспоминания Бабки и Деда (разговорный стиль);
г) «История о знаменитой Курочке Рябе, золотом яичке и обиженных Деде и Бабе» (художественный стиль);
д) Заметку для детей (можно ввести интервью с Дедом) «Кладите вещи на места — и проживете лет до ста» (публицистический стиль).
IV. Итог урока
Объявление победителей викторины.