Все уроки русского языка 10 класс
Деловые бумаги. Отчет о проделанной работе. Библиография
Цели: в процессе работы дать и пояснить учащимся словарные статьи по теме; учить работать по образцу при составлении деловых бумаг; прививать навык соблюдения норм официально-деловой речи при написании отчёта; воспитывать ответственность за проделанную работу, культуру речи в отчёте по ней.
Оборудование: словарь (на доске); текст для перевода (на доске); образец оформления библиографических данных.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
II. Актуализация опорных знаний
1. Перевод
Задание. Переведите предложенный текст на русский язык письменно, устно отметьте характерные черты стиля.
КОНТРОЛЕР № 1
За умови виявлення дефектів у поліграфічному виконанні книги покупець має право обміняти цей примірник в Книготорзі (незалежно від часу і місця його покупки). У випадку відсутності правильного примірника для заміни, Книготорг повинен повернути покупцеві номінальну вартість цього примірника.
2. Выборочный диктант
Задание. Выберите слова и выражения официально-делового стиля.
Поблагодарить — объявить благодарность; прошу разрешить — разрешите; нужно сделать — следует принять меры; находящийся — расположенный.
III. Постановка целей и задач урока
Учитель. На уроке уточним значение приведенных словарных слов. По данному образцу следует научиться писать отчёт о проделанной работе как деловую бумагу.
IV. Объяснение нового материала с элементами закрепления
1. Словарная работа (запись в тетради)
2. Слово учителя
(Учащиеся записывают в тетради.)
Отчет
Отчет о проделанной работе — это письменное сообщение о работе за указанный в отчете период. Текст составляется по образцу.
1) Штамп организации.
2) Название вида документа.
3) Заголовок (указывается направление деятельности, отчетный период)
4) Текст состоит из таких частей:
• вступление (указывается задание, которое было поставлено перед организацией за отчетный период);
• основная часть (описание и анализ выполненной работы);
• выводы (предложения, замечания, перспективы на будущее).
5) Подпись руководителя организации или лица, ответственного за составление отчета.
6) Дата составления.
7) Печать (если требуется).
Большой по объему отчет делится на части, каждая из которых имеет свой заголовок.
Образец
ОТЧЕТ
СТАРОСТЫ 10-Б КЛАССА ОШ № 2 г. ДОНЕЦКА
О ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПЛОЩАДКИ
Учащимся 10-Б класса было поручено убрать, разровнять школьную площадку в течение 2-х дней — с 10.04 по 12.04 — и подготовить ее к установке спортивного оборудования.
Ученики в количестве 26 человек выполнили в намеченный срок порученную работу:
1) убрали и погрузили на машину кирпичи;
2) расчистили и разровняли площадку;
3) выкопали канавы для посадки кустарников;
4) подготовили ямы для установки спортивного оборудования.
Добросовестно работали все учащиеся.
Отлично выполнили работу: Чайка С., Куренная В., Москаленко А.
14.04.2010 г. (подпись старосты)
3. Работа по составлению отчета по образцу
Задание. Написать отчет об уже выполненной работе по реализации проекта «Мы знаем стили речи» или для тех, кто еще не приступил к работе над проектом, о качестве подготовки к прошедшему Новогоднему празднику.
4. Продолжение слова учителя
Библиография
Термин «библиография» возник в Древней Греции и первоначально означал «книгописание». Лишь с середины XVII в. он стал употребляться в смысле «книгоописание». Обратимся к словарю.
(Краткая запись в тетради.)
Библиография — (греч.) — книгоописание, книговедение. Задача библиографии — дать систематическое или хронологическое описание произведений печати и вообще письменности. Всеобщая библиография объединяет литературные произведения всех времен и народов, национальная — отдельных наций, специальная — по отраслям знаний.
Её обязательной частью является описание, которое включает такие сведения, как:
• фамилия автора (авторов);
• заглавие произведения;
• подзаголовок;
• место издания;
• наименование издательства;
• время издания (год);
• объём (количество страниц и иллюстраций).
В необходимых случаях указываются тиражи, цена и др. сведения. Элементы описания обычно определяются установленными правилами, а также стандартами.
В зависимости от формы публикации различают библиографические пособия, библиографические журналы, бюллетени, газеты, прикнижные и пристатейные указатели и списки литературы.
Указание библиографических данных является составляющей частью реферата, творческой работы, курсовой и дипломной работы, научной статьи и т. д.
Для книги
1. Касаткин Л. Л. Современный русский язык: Слов.-справ.: Пособие для учителя / Под ред. П. А. Леканта. — М.: Просвещение, 2004. — С. 11-20.
После буквы С. указываются страницы, которые вы отработали.
Для журнальной или газетной статьи
2. Васильев А. Трение и прения. // Крымское время. — 2009. — № 112.
5. Работа в группах (6 групп). Составление библиографического списка статей официально-делового стиля
Задание. Из статей, собранных как домашнее задание с предыдущего урока, составить библиографический список статей официально-делового стиля по образцу, учитывая жанр.
6. Стилистический анализ
Задание. Сделайте стилистический анализ предложенного текста Проекта решения исполнительного комитета городского совета по схеме (запись на доске):
• жанр;
• цель текста;
• характерные черты (оформление);
• языковые особенности.
ПРОЕКТ
АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ
СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
РЕШЕНИЕ
О согласовании тарифов на услуги теплоснабжения,
отопления и горячего водоснабжения
Во исполнение статей 7.31 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», статьи 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», постановления Совета министров Автономной Республики Крым от 30.05.2006 № 287 «Об упорядочении нормативно-правовой базы Совета министров Автономной Республики Крым в сфере тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги», рассмотрев материалы, представленные обществом с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» <...> исполнительный комитет Симферопольского городского совета РЕШИЛ:
1. Согласовать обществу с ограниченной ответственностью «Тепло- водоканал» тарифы на услуги тепловодоснабжения, отопления и горячего водоснабжения для потребителей г. Симферополя, получающих тепловую энергию от котельной по ул. Ковыльная, 82, согласно приложению.
2. Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» (В. Д. Иванов):
2.1. Ввести в действие согласованные тарифы в порядке и в сроки, установленные статьей 32 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах».
2.2. Производить перерасчет с потребителями за оказанные услуги в случае снижения качества предоставления услуг <...>.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на ... .
(Фамилия, инициалы Городского головы)
V. Итог урока
♦ С какими видами деловых бумаг вы познакомились?
♦ Расскажите об их особенностях.
VI. Домашнее задание
1. Теория по учебнику.
2. Составьте библиографический список литературы (книги, статьи из журналов, газет), в алфавитном порядке, которой вы воспользовались или воспользуетесь при работе с проектом «Мы знаем стили речи».
Высокий уровень
7-10 источников
Достаточный уровень
5-6 источников
Средний уровень
3-4 источника
VII. «На закуску»
Прослушайте текст. Запишите примеры слов официально-делового стиля.
Избавив текст от канцеляризмов, перескажите его, используя разговорный стиль.
ПОРЧА ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мытье посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов. Она сообщила об отсутствии у меня целого ряда положительных качеств, как то: совести, порядочности, стыда и проч., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.
Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения.
(С. И. Львова «ЕГЭ — 2006: Русский язык»)