Основные нормы официально-делового стиля

Все уроки русского языка 10 класс

Основные нормы официально-делового стиля

Цели: дать учащимся обобщённое понятие о нормах официально-делового стиля и необходимости их выполнения; прививать навык их соблюдения в практической деятельности; воспитывать уважение к языковым нормативам, уделяя особое внимание этому вопросу в официально-деловых бумагах.

Оборудование: (РМ) Статьи Конвенции о правах ребёнка (на парту), таблицы для заполнения и проверки «Официально-деловой стиль» (РМ); мини-тест (на доске); индивидуальные карточки (2); текст игры «На закуску» на закрытой доске (открыть в конце урока перед выполнением задания).

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

1. Проверка словарных диктантов (см. домашнее задание урока № 18)

2. Заслушивание образцов различных документов

Учащиеся должны привести доводы в пользу стиля, использованного в них.

3. Анализ таблицы «Пятиминутка понимания»

Акцент следует сделать на II части таблицы.


II. Актуализация опорных знаний

Задание. Прочитайте вслух статьи из Конвенции о правах ребенка, выполняя правила произношения и ударения.

♦ Какие из этих прав вы используете в своей жизни? Приведите примеры.

♦ В каком стиле написан текст? Найдите отличительные черты этого стиля.

♦ Какова цель написания этого текста?

♦ На каких ценностях воспитательного значения делается акцент в Конвенции?

СТАТЬЯ 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья, нравственности населения.


СТАТЬЯ 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами...;

д) воспитание уважения к окружающей природе.


СТАТЬЯ 30

В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.


СТАТЬЯ 31.1

Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.


III. Постановка целей и задач урока

Учитель. Основной задачей урока является понимание норм официально-делового стиля, необходимости их выполнения и практической работы по их закреплению.


IV. Обобщение и закрепление

1. Заполнение таблицы


Официально-деловой стиль


Главная функция



Виды (жанры) деловых бумаг


Точность, не допускающая инотолкований, наличие штампов

Регулирование правовых отношений; сфера официально-деловой документации



Взаимопроверка по опорной таблице


Опорная таблица «Официально-деловой стиль»


Главная функция

Стилевые черты

Сферы применения

Виды (жанры) деловых бумаг

Сообщение

Точность, не допускающая инотолкований, наличие штампов

Регулирование правовых отношений; сфера официально-деловой документации

Заявление, письмо, телеграмма, служебная записка, инструкция, автобиография, доверенность и др.


2. Практическая работа

Учитель. В России нормативные требования к правильной литературной речи предъявляются не только к учащимся, но и к чиновникам, ко всем культурным людям. Так, в некоторых городах чиновники проходили «экзамен» на грамотность письменной и устной речи, а в Воронеже институт повышения квалификации работников образования выпустил брошюру «Культура речи учителя», где поместили минимум по культуре речи для учителя. И сейчас, когда выпущены новые словари с вариантами нормы по некоторым спорным современным случаям, требования к речи не становятся упрощёнными. Скорее наоборот. Это касается и орфоэпических норм.

Почувствуйте себя экзаменуемыми и выполните задания. Удачи!


ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!

Задание 1. Мини-тест

Выберите строчку, в которой все ударения в словах проставлены правильно.

(Учитель записывает или высвечивает слова на доске без указания ударений, изменения шрифта и цветового выделения правильного ответа.)

а) Бюрократия, валовой, газопровод.

б) Гражданство, договор, эксперт.

в) Украинский, средства, ходатайствовать.

Разбор-проверка выполнения задания


Задание 2. Чтение вслух (по индивидуальным карточкам)

Прочитайте, правильно ставя ударения в словах.

Карточка № 1

1) Агентство Аэрофлота переехало.

2) (Валовый, валовой) сбор зерна остался на прежнем уровне.

Карточка № 2

1) Для смены гражданства требуются следующие документы.

2) Власти заключили договор с оппозицией.


Задание 3. Акцентологическое списывание

Спишите, расставив самостоятельно ударения.

(Учитель записывает (высвечивает) слова на доске без указания ударений, изменения шрифта и цветового выделения правильного ответа.)

Опломбировать, ходатайство, неуставные отношения, гражданство, центнер, агентство, официально-деловой.


Задание 4. Словарный диктант

Инцидент, беспрецедентный, прибыть, оппозиция, национальный, лишенный свободы, вооруженный конфликт, комиссариат ООН, в течение 5 месяцев, рассмотрение докладов, международное сотрудничество, несовершеннолетний.

(Можно работать на закрытой доске, провести коллективную проверку.)


Задание 5. Восстановление текста (РМ)

Прочитайте текст. Выберите из слов-синонимов в скобках наиболее подходящее, спишите.

СТАТЬЯ 28

1. Государства-участники (иметь в распоряжении, узнавать, признавать, объявлять) право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе (равный, равновеликий) возможностей они, в частности:

а) вводят (дармовой, даровой, бесплатный) и обязательное (первый, начальный) образование;

б) поощряют развитие (всякий, всяческий, различный, неодинаковый) форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой (помощь, содействие, подмога);

в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей (любой, всякий, первый, попавшийся, каждый) с помощью всех необходимых средств;

г) принимают меры по содействию регулярному посещению (ОУЗ, школа, заведение) и снижению числа (ребят, учащихся), покинувших (ОУЗ, школа, заведение).

Ключи: признавать, равный, бесплатный, начальный, различный, помощь, каждый, школа, учащихся, школа.


V. Итог урока

• Какие нормы официально-делового стиля мы сегодня закрепили? (см. табл. на с. 20)

• Что нового вы узнали?

• Объясните, что неправильно в фразе: «Мы используем все документации».


VI. Домашнее задание

1. Теория по учебнику.

2. Принести на следующий урок вырезку газетной статьи официально-делового стиля, отметив в ней характерные черты данного стиля, указав источник (название газеты, год издания, номер; автора, название статьи).


VII. «На закуску» — игра!

• Постройте правильно фразы.

(Задание письменное. Абсолютное молчание!)

Отзыв (о, на) новый спектакль.

Музыкант удостоен (премией, премии).

Отмечено (то, о том), что подчинённые недорабатывают. Поручить наблюдать (порядок, о порядке, за порядком).

Выполненная работа удовлетворяет (все предъявляемые требования, всем предъявляемым требованиям).

(Бухгалтеры, бухгалтера) хорошо подготовлены.

(Не ездийте, не ездите) на перилах!

Итог-проверка

Учитель читает правильные варианты.

Тот, у кого нет ни одной ошибки, победитель игры.






Для любых предложений по сайту: [email protected]