Стилистика и культура речи как науки о языке. Предмет и задачи стилистики, ее связь с другими разделами науки о языке

Все уроки русского языка 10 класс

Стилистика и культура речи как науки о языке. Предмет и задачи стилистики, ее связь с другими разделами науки о языке

Цели: познакомить учащихся с содержанием и разделами-аспектами стилистики как науки; расширять языковой кругозор учащихся в процессе работы над темой; воспитывать взыскательное отношение к собственной речи и речи окружающих с учётом её стилистических особенностей.

Оборудование: заготовка таблицы «Лингвистика» (на доске); текст «Стремление к познанию мира» с «Кладовой подсказок» (на доске).

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

♦ Коротко охарактеризуйте данные разделы науки о языке.

(Характеристику последних двух разделов науки о языке учитель не открывает до тех пор, пока учащиеся самостоятельно не дадут им характеристику. При необходимости учитель оказывает помощь.)


Лингвистика


Разделы

Характеристика

Лексикология


Фразеология


Фонетика


Орфоэпия


Графика


Словообразование


Грамматика (морфология, синтаксис)


Орфография


Пунктуация


Стилистика

Учение о стилях речи, средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи

Культура речи

Раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка


II. Постановка целей и задач урока

Беседа — разъяснение целей урока

♦ С какими разделами языкознания вы уже хорошо знакомы?

♦ Запишите тему сегодняшнего урока. Как вы считаете, какие цели будут стоять перед нами сегодня?


III. Объяснение нового материала

Лекция учителя с элементами беседы

Задание. Записать в тетрадь четыре аспекта изучения стилистики.

— Итак, стилистика — это особый раздел лингвистики, изучающий стили и стилистические ресурсы. Как языковая дисциплина стилистика возникла на основе риторики. Эта наука относительно молодая — как отрасль знаний она сформировалась лишь в начале XX в. Однако люди уже давно интересовались не только тем, что они говорят, но и как это делают. Слово «стилистика» происходит от слова «стиль» (stylus) — острая палочка, стерженек для писания на восковых дощечках. В русском языке на основе этого слова возникает его аналог — стило — перо, орудие письма:

* * *

А если

вам кажется,

что всего делов —

это пользоваться

чужими словесами,

то вот вам,

товарищи,

мое стило,

и можете

писать

сами!

(Б. Маяковский «Разговор с фининспектором»)

В. И. Даль (известный составитель толкового словаря) отсылает нас к немецкому языку (stilistik): стилистика — учение о слоге или стиле; стилист — человек с хорошим слогом, пишущий изящным слогом. Первым понятие стиля в отечественную науку ввел М. В. Ломоносов.

Определение объема и содержания стилистики принадлежит к самым спорным и не получившим окончательного разрешения вопросам.

Объем стилистики определяется тем, что она рассматривает целесообразность использования языковых явлений из всех областей языка. Поэтому она охватывает и словарный состав, и грамматический строй, включая морфологию и синтаксис, а также фонетическую систему.

Языку свойственны красота, богатство, сила, выразительность. Слову доступны цвет и звуки, объем и психологическая глубина. Именно стилистика пытается ответить на вопрос, как же слово в контексте приобретает такую царственность. Это достигается в первую очередь при помощи особых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка.

Таким образом, один из аспектов стилистики — изучение выразительных средств, ресурсов языка.

Стилистика учит говорить и писать выразительно. Она изучает значение слов, речевые обороты, предложения с точки зрения выраженных в них мыслей и чувств (эмоционально-экспрессивные свойства). Определенные слова, обороты речи, специальные приемы позволяют нам продемонстрировать свое языковое мастерство, возможность «рисовать словами» — это второй аспект стилистики.

Стихотворение, с которым вы уже встречались прежде, подскажет третий и самый важный аспект, который изучает стилистика. Послушайте это стихотворение, отгадайте слова, которые нужно вставить вместо пауз, и скажите, какой же это аспект.

ЗАБОТА О СТИЛЕ

Артисты говорят в гримерной,

Твой друг беседует с тобой —

Стиль это просто... (разговорный),

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу —

Знай, в них... (художественный) стиль,

Стиль очень интересный.

Еще есть стиль... (публицистический) —

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок —

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой — ... (официально-деловой).

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль... (научный).

(Б. А. Синицын)

Итак, третьим аспектом, разделом, стилистики является изучение стилей. В зависимости от того, что надо выразить, о чем идет речь, или, говоря научно, в зависимости от целей общения, русский язык меняется. Мы знакомимся с разновидностями одного и того же языка, то есть с его стилями. Знать в совершенстве язык — значит владеть его стилями. Стили — это хлеб стилистики, главный предмет изучения.

Четвертым, тоже очень важным, аспектом данной науки является точность и правильность речи. Вы все знаете, что речь должна быть грамотной, литературной, но она должна быть и точной, выразительной, образной. Забота об этих основных параметрах сближает стилистику с культурой речи. Культурный человек культурен во всем, но, прежде всего, в своем языке. Поэтому на современном этапе развития лингвистики актуальными являются такие понятия, как речевой этикет, речевое поведение, экология речи.

Таким образом, задачами преподавания стилистики являются:

1) изложение теоретических основ функциональной стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи;

2) развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.


IV. Закрепление

Работа с текстом «стремление к познанию мира», помещенном на доске

Задание. Прочтите текст. Вместо троеточий вставьте подходящие слова.

СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЗНАНИЮ МИРА

Людей всегда мучают ... (разнообразные) сожаления — ... и ... (большие, малые), ... и ... (серьезные, смешные).

Я часто жалею, что не знаю всех растений России.

Сожаления ... (просыпаются) утром, но не всегда ... (засыпают) ночью. По ночам они ... (разгораются). Самое сильное сожаление о быстротечности времени, ... (липкое), как ... (сосновая смола). Хотелось бы увидеть весь мир в его ... и ... (ошеломляющем, таинственном) многообразии.

(По К. Паустовскому)

Кладовая подсказок

Таинственный, разнообразный, ошеломляющий, большой, малый, серьезный, липкий, смешной, просыпаться, разгораться, засыпать, сосновая смола.

Комментарий для учителя

Для учащихся с низким уровнем учебных достижений раздается на парты в индивидуальном порядке карточка «Кладовая подсказок». Слова даны вразброс.

После того, как учащиеся выполнят задание, учитель предъявляет им оригинальный текст К. Паустовского.

Беседа

♦ Что приобрел текст?

♦ За счет каких выразительных средств текст стал красочным?

♦ Сравните свой текст с текстом К. Паустовского.

♦ У кого получился он богаче, ярче?

♦ Почему? (Подбор слов для написания художественного произведения — сложное, кропотливое, ответственное дело, на которое уходят иной раз годы.)


V. Итог урока

Закончите фразы

1) Стилистика и культура речи — это... .

2) Стилистика изучает... .


VI. Домашнее задание

1. Теория по учебнику.

2. Задания по уровням.

Высокий уровень (опережающее ознакомление)

Прочитайте 2-3 стихотворения В. Маяковского. В чем выражалось его «языковое мастерство». Приведите и запишите примеры.

Достаточный уровень

Объясните понятие «экология речи». Дайте 3-4 совета школьнику-иностранцу, как избежать «загрязнения» речи. Запишите их.

Средний уровень

Найдите отрывок из художественного произведения, отметьте в нем выразительные средства, при помощи которых текст «заблистал». Запишите отрывок. Ответьте на вопрос: «Как предмет “литература” связан с разделом языка “стилистика”?».






Для любых предложений по сайту: [email protected]