КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - О ПОСОБИИ

Все уроки русского языка 10 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - О ПОСОБИИ

Разделы русского языка «стилистика» и «культура речи» впервые вводятся в программу как единственный материал для изучения в 10 классе. Если ранее учащиеся знакомились лишь с элементами этих тем, изучали отдельные особенности стилей, то в 10 классе начинается обобщение, закрепление и глубокое знакомство с функциональными особенностями, языковыми средствами, основными нормами каждого стиля в отдельности, их жанрами; показывается взаимопроникновение стилей. Поэтому в данном методическом пособии предлагается большой блок теоретических сведений в начале урока (он может служить дополнением к материалу учебника или заменить его в случае отсутствия такового); словарь терминов, с которым продолжается работа в течение всего года.

Стилистика — один из новых разделов языковедения. В связи с постоянными поисками рациональных решений сегодня многие аспекты стилистики не имеют точных границ, терминологии. Некоторые данные являются до сих пор спорными, в таком случае учителю предлагается в пособии несколько точек зрения, различные теоретические платформы. На уроках, по мнению автора разработок, следует показать вариативность подхода к отдельным языковым явлениям в рамках стилистики, диалектический взгляд на нее.

Предлагаемая разработка уроков русского языка в 10 классе сделана в точном соответствии с новой программой 12-летней школы «Русский язык. 5-12 классы» для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения и современными требованиями к поурочному планированию, к проведению контрольных работ.

В ней четко указана триединая цель, разработаны все уроки в зависимости от темы.

Данное пособие не привязано ни к одному учебнику, поэтому может использоваться учителем, работающим по любому школьному учебнику русского языка для 10 класса, рекомендованному Министерством образования и науки Украины.

Предваряет методическую разработку ориентировочное календарно-тематическое планирование на учебный год, в котором учитывается точное количество контрольных работ, используемые на уроках дидактические материалы социокультурной линии, повторение.

Разнообразные классические и современные тексты для анализа взяты из книг, журналов, газет с точным указанием источника и автора.

Особенностью этой методической разработки является четкая структура построения урока; авторские этапы («На закуску»), приемы («Кладовая подсказок»), использование инновационных технологий обучения (групповая и проектная работа). Через многообразие методических приемов, использованных в ходе урока, автор дает возможность учащимся определить степень собственного владения нормами письменной и устной речи.

Мотивацию обучения создает разнообразный творческий, юмористический материал, нестандартные задания. Они, при естественном воздействии на память, дают одновременно возможность учебной разгрузки школьника.

Работа с карточками, закрепляющими теоретические знания по стилистике на протяжении всего учебного года, помогает учащимся овладеть приемами самоконтроля и языковой дисциплины.

В пособии учитывается также различный уровень подготовки учащихся, поэтому домашнее задание дается разноуровневое.

Успеха вам в использовании этого методического пособия на уроках, дорогие коллеги!

Т. Г. Челышева, учитель-методист, г. Симферополь


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(35 часов в год, 1 час в неделю)


№ урока

Дата

Тема урока

Цели урока

Материал

для повторения

Тематика

дидактического материала

Оборудование

I СЕМЕСТР

1

Стилистика и культура речи как науки о языке. Предмет и задачи стилистики, ее связь с другими разделами науки о языке

Познакомить учащихся с содержанием и разделам и аспектам и стилистики как науки; расширить языковой кругозор учащихся в процессе работы над темой; воспитывать взыскательное отношение к собственной речи и речи окружающих с учётом её стилистических особенностей


Язык — духовная ценность

«Алмазный язык»

Заготовка таблицы «Лингвистика»; текст «Стремление к познанию мира» с «Кладовой подсказок »

2

Практическая и функциональная стилистика

Дать учащимся понятие о двух видах стилистики с учётом её разной направленности; учить диалектическому подходу к науке как таковой на примере динамики стилистики (различная классификация её разделов); показывая особенности стилей речи, воспитывать у учащихся строгое, взыскательное отношение к речевой практике

Стили речи

Язык — духовная ценность

В мире слов. Загадки мира слов

(РМ) таблица- приложение на каждую парту (РМ — раздаточный материал); две схемы «Стили речи»

3

Основные понятия стилистики. Понятие о норме. Вариативность нормы, стилистическая ошибка (речевой недочет)

Дать учащимся понятие о стилистической норме в русском языке, её строгой необходимости; учить распознаванию стилистических ошибок и вариантам их исправлений при работе с таблицей и выполнении заданий; пробуждать у учащихся стремление к соблюдению стилистических норм языка и веру в возможность его совершенствования

Литературный язык, виды ошибок

Язык — духовная ценность

Культура речевого поведения

(РМ) таблицы «Классификация стилистических ошибок»; схема «Литературный язык»

4

Стилистическая окрашенность языковых средств (эмоциональноэкспрессивная и функционально-стилевая)

В работе над материалами урока сделать акцент на важность эмоциональной и функциональной окраски слов; учить учащихся различать оттенки этой окраски в устной и письменной речи; воспитывать тонкое языковое чутьё


Язык — духовная ценность

Крылатые слова и выражения. Жизнь слова

Словари толковые

5

Предмет и задачи культуры речи. Нормативный, речевой и коммуникативный разделы культуры речи. Культура русской речи в Украине

Ознакомить учащихся с предметом культуры речи, её задачами, коммуникативной функцией; учить владеть нормами культурной речи, высоким уровнем использования богатств языка; прививать навыки и умения культуры речи в практической работе; воспитывать уважительное отношение к требованиям культуры речи


Язык — духовная ценность

Культура речевого поведения. Русский речевой этикет

Анкеты «Пятиминутка понимания»; карточки № 1 и № 2 для домашнего задания

6

Функциональная стилистика как наука о стилях. Классификация стилей. Стилеобразующие факторы: внеязыковые и языковые. Стилистический анализ текста

Расширить, углубить и обобщить знания учащихся по данной теме; прививать учащимся навык выделения общей для каждого функционального стиля задачи и развивать умение её грамотной реализации; учить стилистическому анализу текста; воспитывать внимание не только к языковым, но и к внеязыковым стилеобразующим факторам

Орфография, пунктуация

Язык — духовная ценность

«Алмазный язык»

Четыре комплекта карточек для письменной работы в классе

7

Научный стиль: сферы применения, функции, стилевые черты

Формировать познавательную, социальную, личностную компетентности учащихся в процессе изучения особенностей научного стиля; развивать мышление, расширять словарный запас учащихся, работая с научными текстами; воспитывать культуру речи при использовании научного стиля


Наука

Интересные факты

Вопросы для письменного опроса; тексты «Кинетическая энергия»; карточки из каталога школьной библиотеки; опорные слова из «Кладовой подсказок »

8

Особенности языковых средств научного стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические)

Расширить и конкретизировать знания учащихся об особенностях языковых средств научного стиля; продолжить формирование умений и навыков использования, анализа и составления текстов этого стиля с учётом особенностей языковых средств; воспитывать точность, логичность речи


Наука

Интересные факты. Язык — духовная ценность

Загадки мира слов

(РМ) карточки для актуализации опорных знаний; опорная таблица «Научный стиль»

9

Основные нормы научного стиля

Усвоение учащимися основных норм научного стиля; развитие навыков его использования на практике; воспитывать ответственность в оформлении текстов и речи научного стиля


Орфография, пунктуация

Наука

Интересные факты. Язык — духовная ценность

Культура речевого поведения. Образование и наука

Проблемы молодежи

Опорные слова для актуализации знаний; «Кладовая подсказок »; карточки для домашнего задания

10

Реферат по нескольким источникам. Подготовка к контрольному диктанту

Обновить в памяти учащихся правила работы над рефератом, нормы его оценивания; продолжить работу над грамотностью учащихся в плане подготовки к контрольному диктанту; обобщить однотипные правила, тренировать умение их применения; воспитывать у учеников самостоятельность, ответственность

Реферат; ь в различныхx частях речи

Наука

Интересные факты. Язык — духовная ценность

В мире слов

(РМ) «Алгоритм работы над рефератом»; «Требования к оформлению реферата», «Критерии оценивания реферата»

11

Контрольная работа № 1. Диктант

Проверить грамотность учащихся; продолжить тренировку навыков грамотного письма; развивать внимание, самостоятельность и ответственность

Склонение числительных

Наука

Интересные факты

Толковый

словарь

12

Анализ контрольного диктанта. Редактирование научного текста

Провести коррекцию знаний орфографии и пунктуации учащимися соответственно выявленным ошибкам; закреплять навык грамотного письма в различных видах тренировочных работ; воспитывать заинтересованность и самостоятельность в работе над собственной грамотностью

Сложные предложения

Наука

Интересные факты

(РМ) карточки для домашнего задания для всех учеников

13

Публицистический стиль: сфера применения, функции, стилевые черты

Углубить знание учащимися стилевых черт, области применения, функций публицистического стиля; развивать навык работы с публицистическими текстами; воспитывать гражданственность и уважение к социальной сфере жизни, стремление идти в ногу со временем

Орфограммы «о — ё после шипящих»; правописание приставок на -з, -с, пре- и при-

Культура

Средства массовой информации. Человек и общество. Природа — национальное достояние Проблемы защиты окружающей среды

(РМ) тексты и задания для самостоятельной работы; карточки для работы в парах; статья «Мещерская драма»; слова для творческой работы

14

Особенности языковых средств публицистического стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические)

Ознакомить учащихся со своеобразием языковых средств, лексики, эмоциональной окраски текстов публицистического стиля; в ходе работы с текстами публицистического стиля прививать навык анализа и составления текста такого стиля; воспитывать чувство стиля, добиваясь вдохновенности речи на основе эмоциональной окраски публицистического стиля

Орфография

Культура

Средства массовой информации. Человек и общество. Язык — духовная ценность

Культура речевого поведения

Вопросы к статье «Я радуюсь! »

15

Контрольная работа № 2. Изложение с творческим заданием

Познакомить учащихся с различными видами творческих заданий в изложении текстов; развивать навык написания изложения с творческим заданием; прививать культуру оформления творческих работ


История и исторические личности

Выдающиеся исторические личности

Словарь (запись на доске). Опорные слова к тексту. План к изложению (при необходимости)

16

Основные жанры, нормы публицистического стиля

Познакомить учащихся с основными жанрами публицистического стиля; учить чёткому определению жанров при работе с текстом газет; воспитывать чувство стиля, жанра при анализе газетных образцов публицистики


Культура Средства массовой информации. Язык — духовная ценность

Культура речевого поведения

(РМ) «Жанры публицистического стиля», «Виды стилистических ошибок»; газеты (любые)

17

Контрольная работа № 3. Языковая тема

Проверить теоретические знания, практические умения учащихся по стилистике; учить применению теоретических знаний на практике; воспитывать ответственность и самостоятельность в работе


Культура. Искусство

Выдающиеся деятели культуры. Музыканты.

Язык — духовная ценность Крылатые слова и выражения.

О значении и происхождении слов и выражений

(РМ) Текст статьи; задания; «Состав портфолито»; «Паспорт проектной работы»; «Сетка консультационных дней»

II СЕМЕСТР

18

Анализ контрольной работы. Официальноделовой стиль: сфера применения, функции, стилевые черты

Расширить знания учащихся по сфере применения, функциям официально-делового стиля, раскрыть его стилевые черты; работая с документами, прививать навык владения официально-деловым стилем; воспитывать собранность, ответственность в работе с документацией

Виды деловых бумаг

Образование и наука

Школа и образование

(РМ) Классификация документов; образцы деловых бумаг для работы в группах

19

Особенности языковых средств официально-делового стиля

Теоретически и практически дать возможность учащимся усвоить особенности языковых средств официально-делового стиля; развивать навык их использования в работе над различными видами деловых бумаг; воспитывать ответственность и точность в составлении официальных документов


Язык — духовная ценность

Мысли выдающихся людей.

Украина и Россия — великие славянские державы

Конституция — основной закон государства.

Язык — духовная ценность

Мастера русского художественного слова

(РМ) Статьи Конституции Украины, текст для коррекции; запись вопроса-задания к работе со статьями Конституции на доске

20

Основные нормы официально-делового стиля

Дать учащимся обобщённое понятие о нормах официально-делового стиля и необходимости их выполнения; прививать навык их соблюдения в практической деятельности; воспитывать уважение к языковым нормативам, уделяя особое внимание этому вопросу в официально-деловых бумагах


Человек

Права человека. Конвенция о правах ребенка. Школа и образование.

Язык — духовная ценность

Культура речевого поведения

(РМ) Статьи Конвенции о правах ребёнка, таблицы «Официально-деловой стиль» для заполнения и проверки; мини-тест; индивидуальные карточки; текст игры «На закуску»

21

Деловые бумаги. Отчет о проделанной работе. Библиография

В процессе работы дать и пояснить учащимся словарные статьи по теме; учить работать по образцу при составлении деловых бумаг; прививать навык соблюдения норм официально-деловой речи при написании отчёта; воспитывать ответственность за проделанную работу, культуру речи в отчёте по ней


Культура

Средства массовой информации. Человек и общество. Семья

Культура семейных отношений

Словарь; текст для перевода; образец оформления библиографических данных

22

Разговорный стиль: сфера применения, функции, стилевые черты

Познакомить учащихся более глубоко с разговорным стилем, сферой его применения, функциями и стилевыми чертами; прививать навык в рамках литературного языка пользоваться разговорным стилем; воспитывать культуру речи

Н — нн в различных частях речи. Пунктуация (прямая речь, диалог)

Язык — духовная ценность

Мысли выдающихся людей.

Мастера русского художественного слова

Схемы оформления прямой речи и диалога

23

Контрольная работа № 4. Диктант

Проверить грамотность учащихся; продолжить совершенствование языковых умений и навыков; воспитывать уважение к материнской любви, способность к сопереживанию

Не со всеми частями речи.

Е — и в глаголах 1, 2 спряжений

Семья

Культура семейных отношений

Схемы из домашнего задания; «Кладовая подсказок»

24

Особенности языковых средств разговорного стиля

Расширить знания учащихся о языковых средствах разговорного стиля; прививать навык его грамотного использования, соблюдая рамки стиля; воспитывать чувство самоконтроля по отношению к речи


Язык — духовная ценность

Культура речевого поведения.

Мастера русского художественного слова

(РМ) Отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»

25

Основные произносительные нормы. Контрольная работа № 5. Аудирование

Познакомить учащихся с произносительными нормами русского языка, сопоставляя их с украинскими; показать образец при чтении текста; учить соблюдению этих норм при работе с текстом для аудирования; воспитывать ответственность за звучание собственной речи

Крылатые

выражения

Язык — духовная ценность

Культура речевого поведения.

Мастера русского художественного слова

Таблица- приложение к уроку № 2

26

Типичные орфоэпические ошибки русской речи в Украине. Турнир

Предупредить ошибки в речи учащихся при двуязычии в Украине; в игровой форме прививать навык правильного произношения слов; воспитывать культуру устной речи


Язык — духовная ценность

Культура речевого поведения

Задания для турнира

27

Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль

Раскрыть своеобразие стиля художественной литературы в практической работе с текстами; прививать навык самостоятельно анализировать его; воспитывать тонкое чутьё к особенностям этого функционального стиля, принципам построения его текстов


Язык — духовная ценность

Мастера русского художественного слова. Мысли выдающихся людей

Эпиграфы к уроку; тексты стихотворений А. А. Ахматовой

28

Сфера применения, функции, стилевые черты художественной литературы

Познакомить учащихся со сферой применения стиля художественной литературы. Акцентировать внимание на его стилевых чертах, своеобразии текстов с созданием художественных образов; развивать умение определять средства художественной выразительности; обогащать словарный запас учащихся в процессе теоретической и практической работы; способствовать укреплению интереса учеников к художественному слову и развитию образного мышления

Литературоведческие термины

Язык — духовная ценность

Мастера русского художественного слова

Карточки №№ 1, 2, 3 для работы в парах

29

Особенности языковых средств художественной литературы

Отработать с учащимися в ходе практической работы навык применения языковых средств художественного стиля; научить создавать авторский выразительный художественный текст; вырабатывать навык взаимодействия в группе, умение помогать друг другу, проявлять взаимоуважение


Язык — духовная ценность

Мастера русского художественного слова

Пейзаж, стихи А. А. Ахматовой с пропуском отдельных слов; текст-карточка; текст И. С. Тургенева

30

Устное сочинение

Продолжить развитие связной речи учащихся в ключе художественного стиля; развивать умение использовать различные художественные средства в соответствии с индивидуальностью автора с целью создания художественного образа; воспитывать образное мышление и тонкое чутьё образности


Язык — духовная ценность

Мастера русского художественного слова

Темы сочинения; тезисы к защите сочинения

31

Контрольная работа № 6. Сочинение

Проверить знания учащихся в творческой деятельности; продолжить обучение работе с художественным стилем речи; воспитывать самостоятельность и ответственность, художественный вкус


Язык — духовная ценность

Мастера русского художественного слова

Памятка, список жанров, сборник афоризмов

32

Анализ контрольного сочинения. Стилевые вкрапления в художественный текст

Показать учащимися неоднозначность понятия стиля, его пограничные возможности; учить находить вкрапления иных стилей в основной; воспитывать креативность учащихся


Язык — духовная ценность

Мастера русского художественного слова.

Человек

Человек и окружающий мир. Нравственные качества


33

Контрольные работы №№ 7, 8. Чтение молча

Проверить теоретические знания и практические навыки учащихся по стилистике; продолжить работу над совершенствованием знаний; воспитывать ответственность, способность к синтезу знаний

Орфография

Человек

Моральные ценности. Нравственные качества

(РМ) карточки с заданиями к контрольной работе (2-4 задания), таблицы (1 задание); тексты для чтения молча

34

Защита творческих проектов

Развивать креативность мышления учащихся в процессе овладения новыми формами работы в изучении стилистики языка; прививать навык коллективного творчества в работе над проектом. Добиваться его эффективности; воспитывать уважение к современным методам интеллектуального труда


Наука. Культура. Общество Язык — духовная ценность

Крылатые слова и выражения

Критерии оценивания проекта

35

Анализ контрольной работы

Провести коррекцию ошибок, допущенных учащимися при выполнении контрольной работы, закрепив навык правильного варианта; прививать умение работать над своими ошибками с целью их недопущения в будущем; вспомнить о своеобразии трёх типов ошибок и особенностях работы над каждым из них; воспитывать старание, ответственность и самостоятельность в данном виде работы


Язык — духовная ценность

Сказки, их этнокультурное значение







Для любых предложений по сайту: [email protected]