Изложение

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Изложение

Цель: совершенствовать навыки пересказа текста, выполнения творческих заданий.

Ход урока

I. Изложение

Наша пёрвая юность проходила под знаком Блока. Сборники его стихотворений были нашими настольными книгами. «Блоком бредила вся молодежь обеих столиц, - вспоминал Борис Пастернак в «Докторе Живаго», - Блок - это явление Рождества во всех областях русской жизни, в северном городском быту и в новейшей литературе, под звездным небом современной улицы и вокруг зажженной елки в гостиной нынешнего века»/К какому литературному течению, к какой литературной школе принадлежала поэзия Блока, нас тогда не интересовало: мы ее слушали, она проникала в нас и запоминалась мелодически.

Впрочем, Блок сам говорил: «Вначале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих ритмах. Рост мира есть культура. Культура есть музыкальный ритм».

Теории в нашем возрасте были нам еще не по вкусу. Не следует, однако, думать, что мы не были с ними знакомы; но теории, школы, направления, течения представлялись нам в то время не более чем темой для «умных» разговоров. Мы ждали от поэзии другого, и Блок не был для нас случайностью: он был нашим избранником.

Почему именно Блок? Вряд ли мы смогли бы ответить удовлетворительно. Рождение иллюзий, гибель иллюзий не были для нас символизмом, но жизнью.

«О блоковской «Прекрасной Даме» много гадали, - писал Гумилев, преступно расстрелянный Гумилев, - хотели видеть в ней то Жену, облеченную в Солнце, то Вечную Женственность, то Символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую впервые был влюблен поэт, то, мне кажется, сам образ, сделавшись ближе, станет еще чудеснее и бесконечно выиграет от этого в художественном отношении». Такое объяснение казалось нам «упрощенством», но сами мы приблизительно так и верили.

«Прямая обязанность художника - показывать, а не доказывать», - писал в 1910 году сам Блок. (262 слова.)

(Ю. Анненков)


II. Творческое задание (по выбору)

1. Как вы понимаете слова Бориса Пастернака: «Блок - это явление Рождества во всех областях русской жизни»? Каково ваше отношение к творчеству А. А. Блока?

2. Как вы понимаете слова Александра Блока: «Прямая обязанность художника - показывать, а не доказывать»? Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте ответ.






Для любых предложений по сайту: [email protected]