Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ
Цель урока. Закрепить знания учащихся об инерции; ввести понятие “инерциальная система отсчета (ИСО)”; сформулировать первый закон Ньютона. Демонстрации. Явление инерции.
Содержание опроса. 1. Дайте определение механического движения. 2. Что называется инерцией? 3. Что представляет собой система отсчета? 4. Расскажите о геоцентрической и гелиоцентрической системах мира. 5. В чем проявляется относительность механического движения? 6. Приведите примеры, иллюстрирующие особенность механического движения — его относительность.
Содержание нового материала. Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета (ИСО).
Закрепление материала. Вопросы после § 10. Домашнее задание. § 10. Упражнение 10.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть регулятивными УУД при решении качественных задач; развивать монологическую речь; самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию с использованием интернет-ресурсов и дополнительной литературы при подготовке презентации “Галилео Галилей”; научиться самостоятельно приобретать знания.
Личностные: сформировать познавательный интерес к истории физики, самостоятельность в приобретении новых знаний об ученых-физиках, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу.
Общие предметные: пользоваться методами научного познания при рассмотрении явления инерции; применять теоретические знания на практике; овладеть коммуникативными УУД при ответах на вопросы после параграфа; докладывать об истории жизни и открытиях Г. Галилея.
Частные предметные: наблюдать проявление инерции; приводить примеры проявления инерции; решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона.
Методические замечания
В начале урока следует проанализировать характерные ошибки, допущенные учащимися при выполнении самостоятельной работы № 1.
Изложение нового материала можно начать с демонстрации явления инерции. Обсудить это явление с учащимися. Рассказать о практическом применении инерции. Опытный шофер умеет с помощью инерции экономить горючее. Учитывая рельеф дороги, он время от времени сбавляет газ и отключает двигатель от ведущих колес. При этом машина движется по инерции, а двигатель потребляет мало горючего. Пройдя накатом несколько метров, водитель может снова разогнать машину. Показателем искусства машиниста локомотива является умение точно поставить состав у платформы, не используя тормоза и не осаждая состав назад. И это можно сделать за счет инерции, своевременно выключив двигатели.
Прослушать краткую биографическую справку о Г. Галилее. Опираясь на полученные знания об инерции в курсе физики 7 класса, учащиеся приводят примеры проявления инерции. Рассмотреть точку зрения древнегреческого ученого Аристотеля и его последователей, обобщение выводов Галилея И. Ньютоном и изложение им закона инерции. Опытным путем (по рис. 19 учебника) прийти к выводу, что закон инерции справедлив не для всех систем отсчета. Сформулировать первый закон Ньютона, ввести понятие “ИСО”. Обратить внимание учащихся следует на то, что с очень высокой степенью точности инерциальной можно считать гелиоцентрическую систему, что эта система используется в задачах небесной механики и космонавтики. При решении задач за ИСО будем принимать системы отсчета, связанные с поверхностью земли. Ввести понятие “неинерциальные системы отсчета”.