Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Относительность движения - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ
Цель урока. Закрепить знания учащихся о механическом движении и его особенности — относительности движения; научить решать задачи на относительность движения.
Демонстрации. Относительность траектории, перемещения, скорости с помощью маятника. Таблицы: “Относительность движения”, “Траектория движения”1.
Содержание опроса. 1. Дайте определение механического движения. 2. Что называется траекторией движения; пройденным путем? 3. Что входит в систему отсчета? 4. Какие кинематические физические величины описывают механическое движение?
Содержание нового материала. Самостоятельная работа № 1 (по материалу § 1—8)2. Относительность траектории, перемещения, пути, скорости. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Причина смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе).
Закрепление материала. Решение задач 1386, 1387 из Сборника.
Домашнее задание. § 9. Упражнение 9 (1—4).
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об относительности механического движения тел из текста учебника, регулятивными УУД при решении качественных и расчетных задач; выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы и излагать их.
Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний об особенности механического движения — его относительности, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения.
Общие предметные: пользоваться методами научного познания при рассмотрении механического движения и его характеристик относительно разных систем отсчета; применять теоретические знания на практике; решать качественные и расчетные задачи на относительность движения; овладеть коммуникативными УУД при ответах на вопросы после параграфа.
Частные предметные: наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно относительно земли; сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости маятника в указанных системах отсчета; приводить примеры, поясняющие относительность движения; пользоваться полученными знаниями об относительности механического движения в повседневной жизни.
Методические замечания
В начале урока следует выполнить самостоятельную работу № 1, рассчитанную на 20 мин. Можно использовать варианты СР-5 “Прямолинейное равноускоренное движение” из пособия “Физика. Дидактические материалы. 9 класс” (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
Начать изучение нового материала с демонстрации механического движения маятника и рассмотрения траектории его движения, пути, перемещения, скорости в системе отсчета, связанной с землей, и в системе отсчета, движущейся равномерно относительно земли. Рассмотреть пример из учебника “Человек идет по вагону против движения поезда” (по рис. 16). Прийти к выводу, что скорость одного и того же тела в разных системах отсчета может быть различной как по числовому значению, так и по направлению. Далее рассмотреть пример из учебника “Вертолет, вертикально опускающийся на землю” (по рис. 17). Прийти к выводу, что траектория движения тела и путь тоже относительны.
Самостоятельно по учебнику познакомиться с двумя системами мира — геоцентрической и гелиоцентрической. Объяснить смену дня и ночи на Земле в гелиоцентрической системе по рисунку 18 учебника.
1 Таблица из комплекта таблиц по физике издательства “Дрофа”.
2 При трех часах физики в неделю по материалу § 1—8 проводится контрольная работа. В приложении 1 приведены дополнительные задания, которые можно использовать для составления вариантов контрольной работы.