Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Решение задач - Урок 6 - СВЕТОВЫЕ ВОЛНЫ - ОПТИКА
Задачи урока: продолжить формирование понятий из волновой теории света.
Ход урока
При проведении урока учитель использует различные задачники, дидактический материал. Важно реализовать даже минимальную возможность для постановки экспериментальных задач. Примеры задач.
1. Могут ли две звезды на небе быть когерентными источниками света?
2. Объясните, почему дифракция волн не исключает прямолинейного распространения света в однородной среде.
3. Как изменится интерференционная картина, если увеличить число щелей? уменьшить расстояние между ними?
4. Почему в центральной части спектра, полученного при освещении дифракционной решётки белым светом, всегда наблюдается белая полоса?
Ответ. Положение центрального максимума не зависит от длины волны; сложение волн даёт белую полосу.
5. Под каким углом виден спектр второго порядка при освещении дифракционной решётки с периодом 5 ∙ 10-3 мм светом длиной волны 656 мкм?
6. Изменится ли дифракционная картина, если закрыть часть дифракционной решётки?
7. Какой наибольший порядок спектра можно наблюдать при падении на дифракционную решётку с периодом 1,2 ∙ 10-3 см света длиной волны 5 ∙ 10-7 м?
8. Как и почему изменяется интерференционная картина, если за двойной щелью поместить аквариум с водой? Оборудование: лазер, двояковогнутая линза № 3, двойная щель, аквариум среднего размера с водой, экран.
9. Предложите и опишите метод определения периода дифракционной решётки. Выполните эксперимент.
10. Как и почему будет меняться интерференционная картина при последовательном использовании светофильтров красного, зелёного, синего цвета?
Примечание. При решении последней задачи можно использовать рисунок III цветной вклейки учебника; при решении трёх последних задач эксперимент с лазером ставит учитель.
Домашнее задание: § 59*; упр. на с. 224 (4, 5); П., № 775.