Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Применение поляризованного света - СВЕТОВЫЕ ВОЛНЫ - ОПТИКА
Задачи урока: закрепить представление о поляризации света; расширить кругозор и интерес школьников.
Ход урока
I. У доски один из школьников повторяет и объясняет опыт с поляроидами (ДЭ-2, опыт 91). При подготовке ответа может быть использована тетрадь с выполненными рисунками (см. рис. 107, 108). Фронтальная беседа организуется по вопросам: как доказать, что световые волны являются поперечными? Чем различаются частично поляризованные и плоскополяризованные световые волны? Почему не наблюдается интерференция взаимно перпендикулярных плоскополяризованных световых волн?
Лучшим вариантом повторения является выполнение фронтальных экспериментальных заданий по наблюдению поляризации (см.: Буров В. A., Иванов А. И., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. 10 кл.: дидакт. материал: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987).
II. При изучении нового материала желательно продемонстрировать один из опытов, например опыт по применению поляризации для исследования механических напряжений (ДЭ-2, опыты 92—95). Обсуждают вопросы: почему вначале экран затемнён? Почему при деформации тела экран светлеет? На основе чего судят о характере механических напряжений?
Желательно показать видеофильм о поляризации.
III. Повторение и отработку изученного материала осуществляют в ходе коллективного заполнения таблицы 26. Фронтально обсуждают вопросы: в результате чего происходит явление поляризации? С каким физическим объектом происходит это явление? Какое свойство света проявляется при поляризации? Зависит ли поперечность световых волн от их взаимодействия с веществом?
Таблица 26
Поляризация света
IV. Домашнее задание: § 60; упр. на с. 224 (3).
Урок 11*. Оценка информационной ёмкости CD-диска
Лабораторная работа проводится по инструкции учебника (с. 419—420).