Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Вынужденные колебания. Резонанс - МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
Задачи урока: ввести понятие о вынужденных колебаниях; изучить условия и характеристики резонанса; познакомить с применением резонанса в технике; систематизировать знания о видах колебаний и средствах их описания.
Ход урока
I. Может ли колебательное движение механической системы быть вечным? С этого вопроса начинается повторение материала.
В окружающей нас природе мы не наблюдаем “вечных” (т. е. свободных) колебаний. Понятно, что это идеальные колебания. Они возможны лишь в замкнутой механической системе, но в природе таких идеальных систем нет.
Как влияет на колебания системы превращение части её механической энергии во внутреннюю — первая учебная проблема урока.
Почему колебания маятника с течением времени затухают? (Ученик демонстрирует один из возможных случаев.) Обсуждают вопросы: как меняется колебательное движение маятника с течением времени? Остаётся ли постоянной полная механическая энергия маятника? Как доказать, что она уменьшается? В какую энергию и энергию каких тел переходит механическая энергия колебаний? Какие аргументы можно привести в пользу такого предположения? В результате какого процесса это происходит? (Учитель обращает внимание школьников на нагревание подвеса качелей, на разрушение верёвочного подвеса и т. п.)
Какие ещё силы трения могут действовать на маятник? Учитель демонстрирует опыт (рис. 49).
II. Далее следует переход к решению основной учебной проблемы: как влияют на колебания системы действия внешних тел? Приведём последовательность изложения материала.
1. Кратковременное действие может увеличить или уменьшить амплитуду колебаний, что равносильно одноразовому сообщению энергии системе. Примеры таких случаев: мальчик подтолкнул друга, качающегося на качелях; при прохождении положения равновесия мальчик на качелях задел ногой землю; по колеблющемуся телу щёлкнули линейкой.
Иногда кратковременное воздействие может привести к прекращению колебаний. Демонстрируют опыт.
2. Внешнее действие периодично. В этом случае система совершает колебания с частотой внешней силы. Такие колебания называют вынужденными.
Затем обсуждают вопрос: зависит ли амплитуда колебаний маятника от частоты изменения внешней силы?
Для ответа на вопрос проще всего обратиться к известному опыту (рис. 50). Внешнее периодическое действие осуществляет маятник 2 при своём движении — раскачивает подвес. Последовательность выполнения опыта: маятники 1, 3, 4 приводятся в колебательное движение с небольшими одинаковыми амплитудами, затем “включается” действие внешней силы. Следуют вопросы: одинакова ли амплитуда колебаний маятников? У какого маятника она наибольшая? Можно ли определить частоту внешней силы? Какова собственная частота колебаний маятника 4? Какой можно сделать вывод? (Ответ. Максимальная амплитуда колебаний возникает в случае, когда частота внешней силы совпадает с частотой собственных колебаний маятника.)
Учитель формулирует общий вывод: явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний маятника при совпадении частоты изменения внешней силы с частотой свободных колебаний называется резонансом.
3. С помощью учебника выясняют ответы на вопросы: как зависит амплитуда собственных колебаний от частоты внешней силы? Как объяснить возрастание амплитуды колебаний при частоте резонанса vр? Почему при увеличении трения амплитуда колебаний уменьшается (кривая 2 на рисунке 3.12 учебника)?
4. С помощью таблицы 12 школьник делает доклад о применении резонанса в технике.
Таблица12
Роль резонанса в технике и быту
Положительная |
Отрицательная |
|
Вибраторы |
Действие ветра на провода и опоры высоковольтных линий |
|
Частотометр |
Разрушение фундаментов машин и механизмов, разрыв болтов при работе двигателей |
|
Раскачивание качелей |
Звон посуды в шкафу, вибрация оконных стёкол при движении тяжёлых машин по мостовой, раскатах грома и т. п. |
|
III. Рассматривают решение следующих задач: пример № 2 (с. 66 учебника); П., № 640.
IV. Подведение итогов урока, выделение главного и установление связи с ранее изученным материалом организуется с помощью таблицы 13. Дополнительно приводят примеры проявлений явления в природе и технике.
Таблица 13
Виды колебательного движения
Виды колебаний |
Характеристики |
|
Физические величины |
График |
|
Свободные (идеальные) |
v = const А = const |
|
Затухающие |
v = const А уменьшается |
|
Вынужденные |
vкол = vвн. силы А возрастает А = const |
|
Резонанс |
vсоб = vвн. силы А возрастает |
Домашнее задание: § 16; упр. на с. 68 (4); индивидуально - упр. на с. 73 (4, 5).