Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Изучение явления электромагнитной индукции - ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ - ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ
Задачи урока: продолжить формирование общих и специальных умений применять правило Ленца; проводить опыты по наблюдению электромагнитной индукции; различать явление и его сущность; планировать эксперимент; наблюдать и анализировать явления.
Ход урока
I. Повторение теоретического материала лучше всего организовать в форме решения задач, одновременно проводя опрос по теме. Так, у доски один ученик записывает решение задачи, а другой отвечает на вопрос о правиле Ленца.
На рисунках изображены случаи возникновения явления электромагнитной индукции (рис. 22, а, б). Сформулируйте и решите задачу для каждого случая.
Кроме того, фронтально повторяют вопросы: в чём заключается явление электромагнитной индукции? От чего зависит сила индукционного тока? Каковы особенности вихревого электрического поля? Что можно назвать причиной возникновения индукционного тока?
II. Лабораторную работу следует проводить по инструкции учебника. Приведём один из вариантов оформления работы.
1. Название.
2. Оборудование (см. учебник).
3. Теория работы включает ответы на вопросы: поведение каких объектов изучается? Какое физическое явление изучается? Какие физические величины, правила, законы описывают явление?
4. Порядок выполнения работы (учебник, с. 414).
5. Контрольные вопросы: зависит ли сила индукционного тока от индукции магнитного поля? (Примечание. Используют магнит от демонстрационного амперметра или керамические магниты.) Как продемонстрировать зависимость силы индукционного тока от скорости изменения магнитного потока? (Примечание. Дополнительно используют реостат на 6 Ом.)
В отчёте о работе необходимо потребовать от учащихся выполнения рисунков, соответствующих каждому этапу опыта. На каждом рисунке следует указать положение катушки (или одного её витка) и направление её намотки (жирной линией выделяется часть витка, обращённая к нам), полярность полюсов магнита, направление движения катушки (сердечника или магнита) и направление индукционного тока. Обязательно вычерчивают линии магнитной индукции поля. К каждому рисунку следует дать пояснение с выводом.
III. Домашнее задание: П., № 609; упр. на с. 45 (3).