Математика 5 класс - Поурочные разработки
Прямоугольник. Свойства диагоналей прямоугольника - Прямоугольники - Треугольники и четырехугольники
Цель: развивать представления о прямоугольнике.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Сколько различных четырехугольников на рисунке 132?
Рис. 132
2. Заполните таблицу (а и b — стороны прямоугольника, Р — его периметр).
а |
12 см |
1 м |
8 дм |
2 дм |
14 см |
||
b |
6 см |
2 м |
6 дм |
6 дм |
16 см |
||
Р |
8 дм |
38 дм |
3. У семьи Ивановых дачный участок имеет размеры 20 м на 40 м, а у Сидоровых 30 м на 30 м. Чей забор длиннее?
III. Объяснение нового материала.
Свойство диагоналей прямоугольника.
1. Начертите в тетради прямоугольник со сторонами: а) 3 см и 4 см; б) 1 см и 5 см; в) 3 см и 5 см. Проведите диагонали. Измерьте длину диагоналей. Какой вывод можно сделать?
2. Прочитайте вывод в учебнике на с. 138. Проведите необходимые измерения и убедитесь в том, что диагонали прямоугольника в точке пересечения делятся пополам.
IV. Формирование умений и навыков.
1. У, № 641, 652, 654, 651; РТ, часть 2, № 86.
2. Литературная минутка. Инсценирование задачи в стихах «Треугольник и квадрат».
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший — квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя их все четыре».
Но квадрат ответил: «Брат,
Я же старше, я — квадрат».
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет вороват.
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятны.
Я тебе желаю снов!
Спать ложился — был квадратом.
А проснешься без углов!»
Но наутро младший бра.
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет квадрата...
Онемел... стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брат.
Восемь новеньких углов.
3. Проверочная работа. КР, с. 5, варианты 1, 2. Дополнительно:
Периметр прямоугольника равен 18 см. Одна сторона больше другой на 1 см. Начертите в тетради такой прямоугольник.
V. Итоги урока.
1. Каким свойством обладают диагонали прямоугольника?
2. Обладают ли этим свойством диагонали квадрата?
VI. Домашнее задание.
У, п. 7.2, № 647, 648, 649, 452 (б).