Математика 5 класс - Поурочные разработки
Геометрические тела и их изображение - Геометрические тела и их изображение - Многогранники
Цели: закрепить представление о многограннике и его элементах, познакомить учащихся со способами изображения пространственных тел.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Фронтальная работа с классом.
На плакате изображены геометрические тела. Укажите среди них:
а) пирамиды, конусы, цилиндр, шар, призмы;
б) тела, не являющиеся многогранниками;
в) многогранник, у которого 5 граней, 5 вершин и 8 ребер;
г) 2 различных многогранника с одинаковым числом граней.
2. Тест.
1). Если у прямоугольного параллелепипеда закрасить одним цветом параллельные ребра, то сколько цветов потребуется?
К — 2 И — 6 Э — 3
2). Сколько граней у неотточенного шестигранного карандаша?
А — 6Й — 8Р — 10
3). Дана призма, основанием которой является восьмиугольник. Сколько у этой призмы вершин?
Л — 16 В — 18 У — 9
4). Сколько потребуется проволоки для изготовления каркасной модели шестиугольной пирамиды, все ребра которой равны 5 см?
М — 30 Е — 60 Б — 80
5). Какая из фигур, изображенных на рисунке 186, является разверткой куба? Заполнив бланк ответов, вы прочитаете фамилию одного из величайших математиков.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Э |
Й |
Л |
Е |
Р |
Рис. 186
3. Краткая справка об ученом Леонарде Эйлере.
Леонард Эйлер — один из величайших математиков XVIII в. Этот гениальный ученый, родившийся в Швейцарии, почти всю жизнь прожил в России, и мы считаем его своим соотечественником.
Труды Эйлера поражают своим объемом и разносторонностью. Полное собрание сочинений ученого занимает 72 тома. Это работы по математике, астрономии, кораблестроению, артиллерии и даже по теории музыки.
Последние 17 лет жизни Эйлера были омрачены почти полной потерей зрения, но он продолжал творить так же интенсивно, как в молодые годы. Только теперь он не писал сам, а диктовал своим ученикам.
Несколько математических формул носят имя Эйлера. Имя Эйлера носит формула, связывающая число вершин, ребер и граней выпуклого многогранника.
В - Р + Г = 2
III. Формирование умений и навыков.
1. Проверка и обсуждение домашней работы из РТ, часть 2, № 112 (г).
2. У, № 1105.
3. Практическая работа. РТ, часть 2, № 110, 114. Самопроверка (ученик из предложенных моделей выбирает ответы (а), (б), (в) и прикрепляет их к плакату на доске, объясняя свой выбор. Учащиеся проверяют свою работу).
4. Самостоятельная работа. РТ, часть 2, № 113, 115.
IV. Итоги урока.
1. Как изображаются на чертеже невидимые ребра многогранников? видимые ребра многогранников?
2. Как расположены видимые и невидимые грани?
V. Домашнее задание.
У, п. 10.1, № 1108, 1111, 1113.