Поурочные разработки по Алгебре 9 класс к учебнику А. Г. Мордковича - 2011 год
Задачи на составление уравнений или систем уравнений - Итоговое повторение
Цель: напомнить основные типы текстовых задач.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа)
Вариант 1
1. Решите неравенство
2. Решите систему неравенств
3. Решите неравенство
4. Решите неравенство
Вариант 2
1. Решите неравенство
2. Решите систему неравенств
3. Решите неравенство
4. Решите неравенство
III. Повторение пройденного материала
Текстовые задачи условно разделяются на четыре типа:
1) задачи на движение;
2) задачи на работу и производительность труда;
3) задачи на процентное содержание и концентрацию;
4) задачи на числа.
Успех в решении задач во многом зависит от удачного выбора неизвестных, и не всегда удобно выбирать те величины, которые необходимо найти по условию задачи. Как правило, в качестве неизвестных выбирают такие величины, используя которые проще всего записать условия задачи в математической форме (т. е. в виде уравнения или системы уравнений).
Можно предложить следующую схему решения:
- выбрать удобные для описания условий задачи неизвестные;
- составить необходимые уравнения или системы уравнений;
- решить полученные уравнения или системы уравнений;
- отобрать подходящие по смыслу задачи решения.
1. Задачи на движение
Обычно в качестве неизвестных выбирают расстояния и скорости движущихся тел (время в качестве неизвестного выбирается очень редко). Как правило, подобные задачи связаны со встречами тел. При движении тел навстречу друг другу они встречаются через время (где S - начальное расстояние между телами, v1 и v2 - скорости тел); при движении тел в одну сторону (v1 > v2) они встречаются через время (первое тело догоняет второе). Эти формулы справедливы и при движении по прямой, и при движении по окружности.
2. Задачи на работу и производительность труда
В качестве неизвестных обычно выбирают работу и производительность труда. Под производительностью труда понимают работу, выполняемую в единицу времени. Этот тип задач очень похож на предыдущий, что следует из сходства базовых соотношений: (где S - пройденное расстояние, v - скорость движения тела, t - время, А - выполненная работа, N - производительность труда).
3. Задачи на процентное содержание и концентрацию
Напомним, что процентом называют сотую часть рассматриваемой величины. Если в смеси растворов объемом V нас интересует компонент, имеющий объем V0, то концентрацией этого компонента С0 называется отношение т.е. Очевидно, что процентное содержание этого компонента в смеси связано простым соотношением с его концентрацией
В качестве неизвестных обычно выбирают объемы компонентов смеси или их концентрации.
4. Задачи на числа
При решении задач в основном используются запись деления числа с остатком и запись числа в десятичной системе счисления. Деление натурального числа n на натуральное число р (n ≥ р) с остатком состоит в нахождении такого натурального числа k и такого неотрицательного целого числа r (0 ≤ r < р), что выполняется равенство При этом число n - делимое, р - делитель, k - частное и r - остаток. Запись числа в десятичной системе означает поразрядную его запись, из которой видно, какое число единиц, десятков, сотен и т. д. входит в это число. Например, число состоит из а сотен, b десятков и с единиц.
IV. Задание на уроках
№ 1, 4, 13, 15, 17, 19, 21, 25, 27, 29, 33, 35, 37.
V. Задание на дом
№ 2, 5, 14, 16, 18, 20, 22, 26, 28, 30, 34, 36,38.
VI. Подведение итогов уроков