Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Смешанные числа - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: познакомить с понятием “смешанное число”; учить выделять целую часть из неправильной дроби.
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, приглашаю вас
К логической задаче.
Решив ее, познаешь ты
Успех и вкус удачи.
II. Устный счет. Определение темы урока
1. Сколько квадратов вы видите на чертеже? (27 квадратов.)
— Какую часть большого квадрата составляет самый маленький квадрат? (1/25.)
— Рассмотрите квадрат в центре, состоящий из 9 маленьких квадратов. Какую часть большого квадрата он составляет? (9/25.)
2. В наборе 40 листов цветной бумаги. Среди них 7 листов черного цвета. Какую часть набора составляют листы черного цвета? (7/40.)
3. В зрительном зале 500 мест. Зрителями занято 9/10 всего количества. Сколько было свободных мест? (50.)
4. Электричка прошла 160 км, это 2/5 всего пути. Найдите весь путь. (400 км.)
5. С. 170, № 1097 (вычислите по цепочке).
III. Работа по теме урока
1. Фронтальная работа.
— Посмотрите, что лежит у меня на тарелке. (2 яблока и 1/4 яблока.)
— Придумайте с данными числами пример на сложение. (2 + 1/4.)
— Кто догадался, как записать ответ?
(Если учащиеся затрудняются, можно предложить им выбрать ответ из записанных на доске.)
— Объясните, что входит в состав числа.
— Какое действие подразумевается между ними?
— Это число читается так: “две целых одна четвертая”.
— Прочитайте числа, записанные на доске.
2. С. 167—169 (работа по статье учебника).
— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
IV. Закрепление изученного материала
1. С. 169, № 1084.
2. С. 169, № 1085 (интерактивное пособие).
3. С. 169, № 1086 (интерактивное пособие).
4. С. 169, № 1087 (работа в паре).
5. С. 169, № 1089.
— Сколько килограммов картофеля израсходовала семья за неделю?
— Сколько дней в неделе?
— Решите задачу.
— Прочитайте ответ. (В среднем в один день семья расходовала кг картофеля.)
6. С. 169, № 1090.
— Как найти скорость?
— Решите задачу.
— Прочитайте ответ. (Скорость туриста км/ч.)
V. Повторение изученного материала
С. 172, № 1105 (работа в паре).
Проверка
Пусть во второй банке находится х г крупы.
Тогда в первой банке крупы будет 3х г.
В трех банках вместе крупы: (х + 3х + 500) г.
По условию в трех банках 2 кг 100 г = 2100 г.
Значит, можем составить уравнение:
х + 3х + 500 = 2100
4х + 500 = 2100
4х = 2100 - 500
4х= 1600
х = 1600 : 4
х = 400 (г) — крупы во второй банке.
400 ∙ 3 = 1200 (г) — крупы в первой банке.
Ответ: в первой банке 1 кг 200 г крупы, а во второй 400 г.
VI. Самостоятельная работа
С. 172, № 1107.
Вариант 1
Ответ: 84.
Вариант 2
Ответ: 1.
VII. Рефлексия
— О каких числах вы сегодня узнали?
— Придумайте свои примеры.
Домашнее задание
С. 172, № 1109.