Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Плоскость. Прямая. Луч - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: дать понятия плоскость, прямая, луч; учить находить прямую и луч на чертеже, читать и чертить их.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет. Определение темы урока
— Решив все примеры и расположив ответы в порядке возрастания, вы сможете прочитать три слова, которые являются темой нашего урока. (Плоскость, прямая, луч.)
81 : 9
С
15 ∙ 0
П
7000 + 90 + 6
Ч
15 ∙ 3
С
32 : 32
Р
30 000 + 4000 + 9
Л
17 - 9
O
17 ∙ 10
М
10 000 + 900 + 1
У
33 + 16
Т
90 : 10
Я
44 ∙ 0
П
16 + 14
А
13 ∙ 1
К
90 - 30
Я
63 : 63
Л
96 ∙ 100
Ь
300 : 10
O
III. Работа по учебнику
1. С. 16—17 (работа по статье учебника).
— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
— Есть ли края у плоскости?
— Имеет ли прямая концы?
— На сколько лучей разбивает прямую точка А?
2. Практическая работа в тетради.
1) Поставьте в тетради точку В. Проведите через эту точку прямую. Еще одну прямую можно провести через эту точку? Проведите. А еще одну прямую можно провести? Сколько прямых можно провести через одну точку? Сделайте вывод. (Через одну точку на плоскости можно провести сколько угодно прямых.)
2) Поставьте в тетради точки А и В. Проведите через эти две точки прямую. Можно ли провести через эти две точки еще одну прямую? Сделайте вывод. (Через две точки на плоскости можно провести единственную прямую.)
3. Выполнение упражнений.
1) С. 17, № 75.
— Лежит ли точка M на прямой CD?
2) С. 17, № 76.
(АР, АС, РА, CP, СА, PC.)
3) С. 17, № 77.
(Лежат на прямой точки А, К, В. Не лежат на прямой точки С, Е, D, Р.)
4) С. 17, № 78 (устно).
(При выполнении этого задания еще раз обращается внимание на правило записи лучей: первая буква в записи указывает на начало луча.)
IV. Работа над задачами
С. 20, № 97.
— С какими величинами первая задача?
— Прочитайте условие задачи, убрав из вопроса числовое данное.
— Что надо узнать в задаче?
— Как найти скорость?
— Заполните таблицу.
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
Скорость, v
Время, t
Расстояние, s
Пас. - ?
6 ч
Одинаковое
Тов. - 40 км/ч
9 ч
1) 40 ∙ 9 = 360 (км) — расстояние между станциями.
2) 360 : 6 = 60 (км/ч) — скорость пассажирского поезда.
— Прочитайте ответ. (Скорость пассажирского поезда 60км/ч.)
— Вторую задачу решите самостоятельно.
1) 65 ∙ 2 = 130 (км) — расстояние.
2) 130 : 13 = 10 (ч) — потребуется велосипедисту.
— Прочитайте ответ. (Велосипедисту потребуется 10 ч.)
V. Решение комбинаторной задачи
С. 19, № 96.
— Прочитайте задачу.
— Что вы можете о ней сказать?
— Сколькими способами можно выбрать президента фирмы?
— Сколько различных вариантов выбора вице-президента существует для каждого возможного выбора президента?
— Сколько же способов существует? (5 ∙ 4 = 20.)
VI. Самостоятельная работа
1. С. 18, № 89.
3 м 45 см + 1 м 20 см = 4 м 65 см
7 дм 8 см + 19 см = 7 дм 27 см = 9 дм 7см
2 м 80 см + 4 м 60 см = 6 м 140 см = 7 м 40 см
1 км 250 м + 800 м = 1 км 1050 м = 2 км 50м
2. С. 18, № 90.
VII. Рефлексия
— Имеет ли прямая концы?
— Чем отличается луч от отрезка?
Домашнее задание
С. 20, № 99 (устно), 100, 101.