Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Деление - Урок 6 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: совершенствовать вычислительные навыки учащихся; учить решать задачи алгебраическим способом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
На доске (слайде):
1) 3232 : 16 =
2) 27 ∙ 11 =
3) 68 ∙ 99 =
4) 2025 : 5 =
5) 111 111 : 11 =
6) 11 ∙ 67 =
7) 125 ∙ 8 =
8) 560 : 70 =
9) 720 : 8 =
10) 693 : 3 =
11) 0 : 89 =
12) 560 : 560 =
13) 419 : 1 =
(Во время устного счета еще раз следует повторить прием умножения на 11 и 99.)
III. Самостоятельная работа
КИМы: проверочный тест 11 по теме “Умножение и деление натуральных чисел”.
IV. Определение темы урока
— Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1) Сумма длин сторон многоугольника.
2) Часть прямой, ограниченная одной точкой.
3) Компонент действия умножения.
4) Равенство, содержащее неизвестное число.
5) Результат деления.
— По вертикали вы прочитаете ключевое слово темы урока.
V. Работа по теме урока
1. Найдите ошибки в определении количества цифр в частном, не выполняя деления.
24 780 : 7 = ***** (3540.)
94 423 : 47 = **** (2009.)
22 320 : 72 = **** (310.)
179 626 : 58 = **** (3097.)
698 412 : 132 = *** (5291.)
13 300 : 700 = ** (19.)
2. Коллективное обсуждение, поиск ошибок.
3. Найдите значения выражений.
VI. Решение задач
1. С. 77, № 486 (б) (работа в паре).
Проверка
Надо перевезти — 35 т.
Перевезли — ?, на ? машинах по 4 т.
Осталось — 7 т.
— Что следует обозначить за x?
Пусть было х грузовиков.
На грузовиках увезли 4х т угля.
После того как часть угля увезли, осталось 35 - 4х.
По условию осталось 7 т угля.
Значит, можем составить уравнение:
35 - 4х = 7
(Важно показать, что это не единственный вариант составления уравнения: 4х + 7 = 35; 4х = 35 - 7.)
4х = 35 - 7
4х = 28
х = 28 : 4
х = 7 (машин) — было выделено для перевозки угля.
Ответ: для перевозки угля было выделено 7 машин.
2. С. 77, № 489 (б).
— Сколько было белил?
— Что с ними сделали?
— Как еще изменили содержимое каждой банки?
— Что еще известно?
— Что требуется узнать в задаче?
— Что следует обозначить буквой?
Пусть было х банок с краской.
Когда белила разлили по банкам, то в каждой банке стало (40 : х) кг краски.
Когда в каждую банку добавили по 2 кг краски, то стало (40 : х + 2) кг краски.
В условии сказано, что в каждой банке стало по 7 кг краски. Значит, можем составить уравнение:
40 : х + 2 = 7
40 : х = 7 - 2
40 : х = 5
х = 40 : 5
х = 8 (банок) — столько банок было.
Ответ: было 8 банок.
VII. Повторение изученного материала. Решение уравнений
С. 79, № 504 (интерактивное пособие).
(х + 155) - 35 = 145
х+ 155 = 145 + 35
х + 155 = 180
х = 180 - 155
х = 25
Ответ: 25.
(Следует вспомнить с учащимися о втором способе решения уравнения.)
168 - (98 + z) = 65 |
|
98 + z = 168 - 65 98 + z = 103 z = 103 - 98 z = 5 Ответ: 5. |
168 - 98 - z = 65 70 - z = 65 z = 70 - 65 z = 5 |
(853 + y) - 53 = 900 |
|
853 + у = 900 + 53 853 + у = 953 у = 953 - 853 у = 100 Ответ: 100. |
(853 + 53) + у = 900 800 + у = 900 у = 900 - 800 у = 100 |
(s + 275) - 275 = 384 |
|
s + 275 = 384 + 275 s + 275 = 659 s = 659 - 275 s = 384 Ответ: 384. |
s + (275 - 275) = 384 s + 0 = 384 s = 384 - 0 s = 384 |
VIII. Самостоятельная работа
536 ∙ 208 - 32 832 : 76
536 ∙ 208 = 111 488
32 832 : 76 = 432
111 488 – 432 = 111 056
Ответ: 111 056.
1088 : 68 + 57 442 : 77
1088 : 68 = 16
57 442 : 77 = 746
16 + 746 = 762
Ответ: 762.
249 747 : (4906 - 1897)
4906- 1897 = 3009
249 747 : 3009 = 83
Ответ: 83.
IX. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
— Какое деление выполнять нельзя?
— Сколько получается при делении числа на единицу?
— Чему равно выражение у : у?
— Какое условие необходимо выполнить?
Домашнее задание
С. 80, № 520; с. 81, № 527 (а).