Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Вычитание - Урок 4 - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: обобщить знания учащихся по теме, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
Сегодня на уроке мы будем тренироваться в решении примеров и задач и готовиться к контрольной работе.
III. Устная работа
Фронтальная работа.
1) Масса одного литра воды 1 кг, а масса одного литра бензина на 270 г меньше. Найдите массу одного литра бензина. (730 г.)
2) От рулона проволоки отрезали 39 м, после чего в нем осталось 79 м. Сколько метров проволоки было в рулоне? (118 м.)
3) Кит длиннее акулы на 20 м. Какова длина акулы, если длина кита 33 м? (13 м.)
4) В троллейбусе было 49 человек. На первой остановке вышли 12 пассажиров и 15 вошли. Сколько пассажиров стало в троллейбусе? (52.)
5) В автобусе было 49 человек. На первой остановке вышли 5 человек, а на второй — еще 11. Сколько пассажиров осталось в автобусе? (33.)
6) В одной бочке 80 л воды, а во второй 64 л. На сколько больше воды в первой бочке, чем во второй?
7) В одной школе 900 учащихся, это на 13 больше, чем во второй. Сколько учащихся во второй школе? (887.)
IV. Графический диктант
(Ответ “да” соответствует _, ответ “нет” — Λ.)
1) 45 - (25 + 17) = 37
2) 90 - 67 = 23
3) 764 - (264 + 40) = 460
4) 301 - (20 + 201) = 120
5) 56 - 36 - 7 = 13
6) (200 + 67) - 100 = 33
7) 1200 – 1100 – 40 = 1060
8) 32 + 13 - 5 = 40
9) 56 + 8 + 12 - 26 = 50
10) 75 – 31 – 9 + 15 = 50
Ключ: Λ _ _ Λ _ Λ Λ _ _ _
V. Работа над задачей
1. На доске:
В книге три рассказа. Первый рассказ занимает столько страниц, сколько второй и третий вместе. Второй рассказ занимает 55 страниц, что на 15 страниц больше, чем занимает третий. Сколько страниц в книге?
— Прочитайте задачу.
— О чем говорится в задаче?
— Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
— Известно ли, сколько страниц занимает первый рассказ?
— Сколько страниц занимает второй рассказ?
— Что еще о нем известно?
— Как вы это понимаете?
(В ходе анализа данных составляется краткая запись условия задачи.)
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 55 - 15 = 40 (стр.) - занимает третий рассказ.
2) 55 + 40 = 95 (стр.) — занимает первый рассказ.
3) 95 + 55 + 40 = 190 (стр.) — в книге.
2. С. 45, № 265.
— Прочитайте условие задачи.
— О чем говорится в задаче?
— Что такое периметр?
— Составьте самостоятельно краткую запись условия задачи.
— Что сказано про длину стороны ВС?
— Как вы это понимаете?
— Что еще известно про сторону ВС?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 41 - 18 = 23 (см) — длина стороны ВС.
2) 23 - 6 = 17 (см) — длина стороны CD.
3) 41 + 23 + 17 = 81 (см) — сумма длин трех сторон.
4) 100 - 81 = 19 (см) — длина стороны AD.
VI. Повторение изученного материала
(Отработка вычислительных навыков.)
5 004 026 301 - 4 937 848 916 = 66 177 385
4 110 930 600 - 109 335 818 = 4 001 594 782
3 006 444 311 - 1 227 535 422 = 1 778 908 889
69 928 + 48 096 = 118 024
59 738 + 40 262 = 100 000
VII. Решение выражений
С. 44, № 257 (работа в паре с последующей проверкой).
Проверка
VIII. Рефлексия
— Как найти неизвестное вычитаемое?
— Как найти уменьшаемое?
Домашнее задание
С. 48, № 295, 296 (б, г).