Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Десятичные дроби. Решение задач - ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Основная дидактическая цель урока: повторить правила выполнения действий с десятичными дробями; совершенствовать умение решать уравнения; учить решать задачи алгебраическим способом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет. Определение темы урока
1. С. 263, № 1741 (д, е, ж, з).
2. Упростите выражения.
— Когда пригодится умение упрощать выражение? (При решении уравнений.)
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
(Решение уравнений с комментированием у доски.)
IV. Решение задач
1. С. 265, № 1758.
— Какой путь решения выберем?
— Что обозначим через х?
Пусть Кате х лет. Увеличим число лет Кати на 11 и полученный результат уменьшим в 6 раз: (х + 11): 6.
По условию значение этого числового выражения равно 4.
Значит, можем составить уравнение:
(х + 11) : 6 = 4
х + 11 = 6 ∙ 4
х + 11 = 24
х = 24 - 11
х = 13 (лет) — Кате.
2. С. 266, № 1759 (работа в паре).
Проверка
24 ч = 1440 мин
Пусть продолжительность ночи будет х.
Тогда продолжительность дня будет х + 40.
Продолжительность дня и ночи равна х + х + 40.
Сутки равны 1440 ч.
Значит, можем составить уравнение:
x + x + 40 = 1440
2x = 1440 - 40
2x = 1400
x = 1400 : 2
x = 700 (мин) — продолжительность ночи.
700 : 60 = 11 ч 40 мин — продолжительность ночи.
11 ч 40 мин + 40 мин = 12 ч 20 мин — продолжительность дня.
— Как иначе можно вычислить продолжительность дня?
V. Геометрический материал
С. 268, № 1778 (устно).
VI. Решение комбинаторной задачи
На доске (слайде):
В собачьем питомнике 8 овчарок и 9 ротвейлеров. Собаковод хочет приобрести себе одну овчарку и одного ротвейлера. Сколькими способами он может это сделать?
— Прочитайте задачу.
— Что вы можете о ней сказать?
— Сколькими способами можно выбрать овчарку? (8.)
— Сколько существует разных вариантов выбора ротвейлера для каждой овчарки? (9.)
— Как решить эту задачу? (8 ∙ 9 = 72.)
VII. Самостоятельная работа
С. 265, № 1746.
— Обратите внимание на второе выражение.
— Что заметили?
— Как будем раскрывать скобки в данном случае?
а) при х = 1; у = 1
б) при р = 0,1; m = 0
VIII. Рефлексия
— Расскажите, о чем нужно помнить при решении задач алгебраическим способом.
Домашнее задание
С. 273, № 1835, 1836.