Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Измерение углов. Транспортир - Урок 3 - ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить строить, измерять и распознавать углы; познакомить со свойством углов треугольника.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
Сегодня на уроке мы продолжим изучение углов, будем работать с транспортиром.
III. Устный счет
1. На доске (слайде):
— Прочитайте записи.
— Дайте характеристику каждого утла.
— Мысленно проведите биссектрису каждого угла. На какие углы биссектриса разделила каждый угол?
— Найдите 20% каждого угла.
— Найдите 1/4 каждого угла.
2. Рассмотрите чертеж.
— Сколько разных углов вы видите на чертеже? (10.)
— Назовите каждый угол и дайте характеристику.
— Назовите все углы, градусная мера которых больше 90°, меньше 90°, равна 90°.
— Есть ли на чертеже луч, который является биссектрисой?
— Объясните свое предположение.
IV. Работа по теме урока
— Постройте прямой угол.
— Проведите отрезок так, чтобы получился треугольник.
— Узнайте градусную меру каждого утла.
— Найдите сумму углов.
(У всех учащихся разные треугольники. Поэтому на примере разных треугольников можно сделать вывод.)
— Что вы заметили?
— Какой вывод можно сделать? (Сумма углов треугольника равна 180°.)
— Это свойство углов треугольника. На его основе решаются геометрические задачи.
Сегодня мы решим некоторые из них.
С. 253, № 1666 (устно).
V. Решение геометрических задач
1. С. 253, № 1663.
(Следует объяснить учащимся, что при решении таких задач рисунок надо делать обязательно. Он является частью решения геометрической задачи.)
— Что дано в этой задаче?
— Что требуется узнать?
(Задача оформляется на доске.)
а) Дано: ∠АОВ — развернутый
ОС — луч
∠AОС > ∠СОВ в 3 раза
Найдите: ∠АОС и ∠СОВ
— Такие задачи лучше решать алгебраически.
— Что обозначим через х?
Пусть градусная мера угла СОВ будет х.
Тогда градусная мера угла АОС будет 3х.
Сумма этих углов х + 3х.
А по условию 180° (так как сумма образует развернутый угол).
Значит, можем составить уравнение:
х + 3х = 180
4х = 180
х = 180 : 4
х = 45.
45° — градусная мера угла СОВ.
45° ∙ 3 = 135° — градусная мера угла АОС.
— Как иначе можно найти градусную меру угла АОС? (180 - 45 = 135.)
б) (Разбирается и оформляется аналогично.)
Пусть градусная мера угла СОВ будет х.
Тогда градусная мера угла АОС будет х + 60.
Сумма этих углов равна х + х + 60.
А по условию сумма этих углов равна развернутому углу, т. е. 180°.
Значит, можем составить уравнение:
х + х + 60 = 180
2х + 60 = 180
2х = 180 - 60
2х = 120
х = 120 : 2
х = 60.
60° — градусная мера угла СОВ.
60°+ 60° = 120°.
2. С. 253, № 1664 (работа в паре).
Проверка
Пусть градусная мера угла СОВ будет х.
Тогда градусная мера утла АОС будет 5х.
Сумма этих углов х + 5х.
А по условию сумма этих углов составляет прямой угол, т. е.
Значит, можем составить уравнение:
х + 5х = 90
6х = 90
x = 90 : 6
x = 15
15° — градусная мера угла СОВ.
15° ∙ 5 = 75° — градусная мера угла AОС.
— Как иначе можно найти градусную меру угла AОС? (90° - 15° = 75°.)
VI. Самостоятельная работа
(Самостоятельная работа проводится по карточкам, в которые учащиеся вписывают ответы.)
— Зная, что сумма углов треугольника равна 180°, найдите градусную меру неизвестного угла.
Вариант 1
∠A
40°
65°
45°
15°
30°
∠B
80°
25°
90°
60°
∠C
130°
65°
15°
Вариант 2
∠A
30°
70°
55°
20°
10°
∠B
50°
35°
80°
110°
∠C
110°
70°
20°
VII. Рефлексия
— Какое новое знание приобрели на уроке?
— Сформулируйте свойство треугольника.
— Чему равна градусная мера прямого угла, развернутого угла?
— Что такое биссектриса угла?
Домашнее задание
1. С. 255, № 1685, 1686.
2. Принести на урок циркуль и транспортир.