Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Проценты - ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с понятием процентов; учить записывать в процентах десятичные дроби и проценты — в виде десятичных дробей; совершенствовать вычислительные навыки; учить решать текстовые задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет. Определение темы урока
1. На доске (слайде):
300 1500 15 180,5
800 50 34,1 7
— Найдите одну сотую часть от каждого числа.
2. 1 м; 1 км; 1 ц; 1 а; 1 га.
— Найдите сотую часть каждой величины.
— Одна сотая часть по-другому называется процентом.
— Сформулируйте тему нашего урока.
III. Работа по теме урока
Итак, в первом и втором задании мы находили сотую часть числа, это значит, мы находили один процент. Потому что сотая часть числа — это процент. Это слово латинского происхождения: “про центум” означает “на сто”. Для обозначения процента существует специальный знак — %.
1. С. 236—237 (работа по статье учебника).
— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
2. С. 237, № 1561.
— Как перевести проценты в десятичную дробь?
1% = 0,01
6% = 0,06
45% = 0,45
123% = 1,23
2,5% = 0,025
0,4% = 0,004
3. С. 237, № 1562.
— Как записать в процентах десятичную дробь?
0,87 = 87%
0,07 = 7%
1,45 = 145%
0,035 = 3,5%
2,672 = 267,2%,
0,907 = 90,7%
4. С. 237, № 1563 (работа в паре).
Проверка
5. С. 237, № 1565.
— Прочитайте обе задачи.
— Сколько книг в библиотеке?
— Сколько книг прочитала Маша?
— Как по-другому называется одна сотая часть?
— Значит, сколько книг прочитала Маша?
— Сравните эти две задачи.
— Что вы можете о них сказать?
— Что можно сказать о количестве книг, которые прочли Маша и Сережа?
— Как же решить задачу?
6. Решите задачи устно.
1) Группе художников надо расписать 2300 фарфоровых чашек. 1% чашек они уже расписали. Сколько чашек расписали?
2) В новом доме 800 квартир. Организации выделили 1 % всего количества квартир. Сколько квартир выделили этой организации?
3) В магазин привезли 1800 кг фруктов. До обеда продали 1% всех фруктов. Сколько килограммов фруктов было продано до обеда?
4) В библиотеке 25 000 книг. Книги по компьютерной грамотности составляют 1 % от всего количества книг. Сколько книг по компьютерной грамотности в библиотеке?
IV. Повторение изученного материала
1. С. 241, № 1591 (устно).
2. С. 241, № 1593.
— По каким дорогам двигался автобус?
— Что сказано про движение по шоссе, по грунтовой дороге, по проселочной дороге?
— Что еще известно в задаче?
— Что требуется найти в задаче?
(В ходе анализа условия задачи заполняется таблица.)
Скорость, v
Время, t
Расстояние, s
3 ч
?
1,5ч
?
0,5 ч
?
— Средняя скорость движения 33,6 км/ч.
— Подумайте, какой способ решения здесь более удобен.
— Что следует обозначить за х?
— К чему будем приравнивать при составлении уравнения? Пусть скорость по проселочной дороге будет х км/ч.
Тогда скорость по шоссе будет 3,5х.
Скорость по грунтовой дороге будет 2х.
Найдем среднюю скорость автобуса:
(3,5х ∙ 3 + 2х ∙ 1,5 + 0,5х) : (3 + 1,5 + 0,5).
По условию сказано, что средняя скорость автобуса равна 33,6 км/ч.
Значит, можем составить уравнение:
(3,5х ∙ 3 + 2х ∙ 1,5 + 0,5х) : (3 + 1,5 + 0,5) = 33,6
(10,5х + 3х + 0,5х) : 5 = 33,6
10,5х + 3х + 0,5х = 33,6 ∙ 5
10,5х + 3х + 0,5х = 168
14х = 168
х = 168 : 14
х = 12 (км/ч) — скорость автобуса по проселочной дороге.
V. Повторение изученного материала
С. 241, № 1592 (работа в паре).
Проверка
VI. Рефлексия
— Что особенно запомнилось на уроке?
— Что такое процент?
— Найдите 1% от 300, 500, 1300, 47 000.
Домашнее задание
С. 242, № 1598, 1599; с. 243, № 1612 (а).