Среднее арифметическое - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Среднее арифметическое - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Основная дидактическая цель урока: дать понятие о среднем арифметическом; учить находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет. Определение темы урока

— Тема сегодняшнего урока состоит из двух слов. Вы ее сможете прочитать, если верно решите примеры и вставите буквы в таблицу ответов. (Среднее арифметическое.)

46

1,2

21,9

431

811

21,9

21,9








8,03

1,2

9,4

59,1

8

21,9

0,05

9,4

0,07

21,9

46

0,01

34,1

21,9















— Может быть, кто-нибудь догадывается, что это значит? (Учащиеся высказывают свои предположения, идет обсуждение.)

Как всегда, за разъяснением обратимся к нашему главному помощнику — учебнику.

III. Работа по теме урока

1. С. 226 (работа по статье учебника).

— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

2. С. 227, № 1496.

(2 + 10) : 2 = (6 — среднее арифметическое.)

— Сколько единичных отрезков от 2 до 6, от 6 до 10?

— Какой вывод можно сделать? (Точка, которая обозначает среднее арифметическое, находится на одинаковом расстоянии от этих двух чисел.)

3. С. 227, № 1497 (работа в паре).

4. С. 227, № 1501.

— Прочитайте задание.

— Объясните, как найти среднее арифметическое этих чисел.

Ответ: (84,32 + 84,47 + 84,56 + 84,68) : 4 = 84,5075; 84,5075 ≈ 84,5.

IV. Работа над задачей

1. С. 227, № 1499 (интерактивное пособие).

— Прочитайте условие задачи.

— О скольких полях говорится в задаче?

— Чему равна площадь каждого поля?

— Сколько пшеницы собрали с первого, второго, третьего, четвертого полей?

— Что нужно узнать в задаче?

(В ходе анализа данных составляется таблица с кратким условием.)

Урожайность

Площадь, га

Масса урожая, ц

?

200

7220

?

200

7560

?

200

7090

?

200

7130

— Как найти урожайность?

— Как найти среднюю урожайность четырех полей?

7220 : 200 = 36,1 (ц) — урожайность на первом поле.

7560 : 200 = 37,8 (ц) — урожайность на втором поле.

7090 : 200 = 35,45 (ц) — урожайность на третьем поле.

7130 : 200 = 35,65 (ц) — урожайность на четвертом поле.

(36,1 + 37,8 + 35,45 + 35,65) : 4 = 145 : 4 = 36,25 (ц) - средняя урожайность четырех полей.

2. Задача на сообразительность.

— А сейчас немного отдохнем. Включите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать среднее арифметическое не чисел, а предметов или существ, которые нас окружают.

Итак, среднее арифметическое:

• Портфеля и рюкзака. (Ранец.)

• Женщины и рыбы. (Русалка.)

• Мужчины и коня. (Кентавр.)

• Носка и чулка. (Гольф.)

• Ежа и змеи. (Колючая проволока.)

• Яблока и персика. (Нектарин.)

V. Повторение изученного материала

1. На доске:

Пловец плывет по озеру со скоростью 1,8 км/ч. Вслед за ним идет лодка со скоростью 4,5 км/ч. Сейчас между ними 0,54 км. Через какое время лодка догонит пловца?

— Как движутся пловец и лодка?

— За счет чего лодка будет догонять пловца?

— Как найти эту скорость?

— Что надо узнать в задаче?

— Как найти время?

— Составьте план решения задачи.

— Решите задачу.

1) 4,5 — 1,8 = 2,7 (км/ч) — разность скоростей.

2) 0,54 : 2,7 = 0,2 (ч) — через столько времени лодка догонит пловца.

2. С. 229, № 1519.

— В какое время скорый поезд догнал пассажирский?

— В какое время скорый поезд был на расстоянии 120 км от пассажирского?

— Можем ли узнать, за какое время скорый поезд ушел от пассажирского на 120 км?

— Что можно найти, зная расстояние и время?

— Какую скорость мы получим?

— Сколько времени прошло с 10 до 12 ч?

— Где находились поезда в 12 ч, в 10 ч?

— Составьте план решения задачи.

— Решите задачу.

1) 18 — 12 = 6 (ч) — за это время скорый поезд ушел от пассажирского на 120 км.

2) 120 : 6 = 20 (км/ч) — разность скоростей.

3) 12 — 10 = 2 (ч) — время.

4) 20 ∙ 2 = 40 (км) — расстояние между поездами в 10 ч.

— Какое данное в задаче лишнее?

VI. Самостоятельная работа

С. 229, № 1516.

VII. Рефлексия

— Что нового узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

С. 230, № 1524, 1534 (а).






Для любых предложений по сайту: [email protected]