Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Деление десятичных дробей на натуральные числа - Урок 4 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: совершенствовать вычислительные навыки; познакомить учащихся с приемом обращения обыкновенной дроби в десятичную с помощью деления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
Арифметический диктант.
(Учащиеся записывают в тетрадь только ответы.)
1. Запишите число, которое больше 7 на 3,4.
2. Запишите число, которое меньше 7 на 3,4.
3. Запишите число, которое в 10 раз больше, чем 5,15.
4. Запишите число, которое в 10 раз меньше, чем 5,15.
5. Запишите сумму чисел 9,9 и 1,1.
6. Запишите разность чисел 12 и 2,7.
7. Число 7,7 увеличьте на 1,3.
8. Число 8,1 уменьшите на 0,3.
Проверка
10,4; 3,6; 51,5; 0,515; 11; 9,3; 9; 7,8.
9. Каждое из чисел уменьшите в 10 раз и запишите ответы на второй строчке.
Проверка
1,04; 0,36; 5,15; 0,0515; 1,1; 0,93; 0,9; 0,78.
III. Определение темы урока
На доске:
— Прочитайте числа.
— Что вы можете о них сказать?
— Что обозначает дробная черта в записи обыкновенной дроби?
— Давайте попробуем выполнить деление.
— Какая дробь была? А какая стала?
— Чем же мы будем заниматься на уроке?
IV. Работа по теме урока
1. С. 209 (чтение вывода в учебнике).
2. С. 211, № 1354 (работа в паре с последующей самопроверкой).
3. С. 211, № 1357 (6, г, д, е).
V. Решение задач
1. С. 210, № 1349.
— Сколько помидоров в двух корзинах вместе?
— Что сказано про каждую корзину?
— Какой способ решения выберем? (Алгебраический.)
— Что обозначим за х? (То число, которое меньше.)
Пусть в одной корзине будет х кг помидоров.
Тогда во второй будет 2х.
В двух вместе будет х + 2х.
А по условию в двух корзинах 16,8 кг.
Значит, можем составить уравнение:
х + 2х = 16,8
3х = 16,8
х = 16,8 : 3
х = 5,6 (кг) — в одной корзине.
5,6 ∙ 2 = 11,2 (кг) — в другой корзине.
2. С. 210, № 1350.
— Прочитайте задачу.
— В чем ее существенное отличие от первой? (В первой дана сумма, а в этой разность.)
Пусть площадь второго поля будет х га.
Тогда площадь первого будет 5х.
Разность площадей будет 5х — х.
А по условию разность 23,2 га.
Значит, можем составить уравнение:
5х — х = 23,2
4х = 23,2
х = 23,2 : 4
х = 5,8 (га) — площадь второго поля.
5,8 ∙ 5 = 29 (га) — площадь первого поля.
— Как по-другому можно узнать площадь первого поля? (5.8 + 23,2.)
VI. Самостоятельная работа
С. 212, № 1366.
VII. Рефлексия
— Как перевести обыкновенную дробь в десятичную?
Домашнее задание
С. 213, № 1381, 1384.