Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Приближенные значения чисел. Округление чисел - ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с приближенным значением числа, с правилом округления чисел.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа
1. Индивидуальная работа у доски.
Задание 1. Вычислите значения выражений удобным способом.
3,875 - (1,3 + 1,875) = 0,7
8,12 + 1,93 + 1,88 = 11,93
Задание 2. Решите уравнение.
2х - 3,48 = 4,52 (х = 4.)
Задание 3. Сравните числа.
4,375 и 4,38
2,4 и 2,397
0,67 и 0,599
2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).
1) Турист прошел 7/9 всего пути. Какую часть пути ему осталось пройти? (2/9.)
2) За четыре дня в семье съели 3 кг яблок. Сколько яблок съедали ежедневно? (3/4 кг.) Сколько это граммов? (750 г.)
3) В первый день Винни-Пух съел 3,7 кг меда, а во второй день — на 0,3 кг больше, чем в первый. Сколько меда съел Винни-Пух за два дня? (7,7 кг.)
4) Школа заказала 810 учебников. 7/9 всего количества уже привезли. Сколько учебников уже привезли? (630.) А сколько осталось привезти? (180.)
3. Коллективная проверка индивидуальной работы.
4. Включите свою находчивость, сообразительность и попробуйте выполнить сравнение.
и 1. (Поставим знак “больше”, так как а две третьих больше половины целого, плюс еще половина — получается больше единицы.)
III. Определение темы урока
На доске: 3,87
— Прочитайте число.
— Между какими натуральными числами оно находится? (3 < 3,87 < 4.)
— Говорят, что 3 — это приближенное значение числа 3,87 с недостатком.
— Подумайте, почему так говорят.
— А 4 — это приближенное значение числа 3,87 с избытком.
— Почему так говорят?
Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами округления и будем учиться округлять числа до заданного разряда.
IV. Работа по теме урока
1. С. 198—199 (работа по статье учебника.)
— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
2. С. 200, № 1270 (устно).
3. С. 200, № 1272.
4. С. 200, № 1273.
— Чтобы избежать ошибок, будем подчеркивать тот разряд, до которого выполняем округление.
5. С. 200, № 1274 (работа в паре).
6. С. 200, № 1275.
1-й способ
13,26 + 14,43 + 1,66 + 15,875 = 45,225 (кг) — общая масса всех деталей.
45,225 кг ≈ 45,2 кг
2-й способ
13,26 кг ≈ 13,3 кг
14,43 кг ≈ 14,4 кг
1,66 кг ≈ 1,7 кг
15,875 кг ≈ 15,9 кг
13,3 + 14,4 + 1,7 + 15,9 = 45,3 (кг) — общая масса всех деталей.
— Сравните результаты и сделайте вывод. (При решении первым способом разность между точным и приближенным значениями составляет 0,025 кг, а во втором случае — 0,075 кг, значит, для получения более точного результата следует сначала вычислить, а потом округлять.)
V. Повторение изученного материала
С. 202, № 1295 (работа в паре).
Проверка
1) 4,5 + 2,5 = 7 (км/ч) — скорость лодки по течению.
2) 4,5 — 2,5 = 2 (км/ч) — скорость лодки против течения.
3) 7 ∙ 4 = 28 (км) — путь по течению за 4 ч.
4) 2 ∙ 3 = 6 (км) — путь против течения за 3 ч.
VI. Самостоятельная работа
КИМы: проверочный тест 28 по теме “Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей”.
VII. Рефлексия
— Расскажите правила округления чисел.
— Что значит округлить число до целых?
Домашнее задание
С. 202, № 1297; с. 203, № 1301.