Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Шкалы и координаты - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с понятиями координатного луча, единичного отрезка и координатой точки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самостоятельная работа
КИМы: проверочный тест 2 по теме “Натуральные числа и шкалы”.
III. Определение темы урока
— Как называется инструмент, при помощи которого измеряют длину отрезка?
— Рассмотрите линейку. Деления, которые вы на ней видите, образуют шкалу.
— Вспомните и назовите приборы и инструменты, на которых есть шкалы. (Термометр, транспортир, весы, спидометр и др.)
Сегодня на уроке мы будем изучать шкалы и координаты.
— Какое слово вам непонятно?
— Понять значения новых слов нам поможет учебник.
IV. Работа по учебнику
1. С. 21—22 (работа по статье учебника).
— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
— Какие понятия связаны с координатным лучом?
— Расскажите, как построить координатный луч.
2. На доске начерчен координатный луч с отмеченными на нем точками А, В, С, D, М, К.
— Покажите начало координатного луча.
— Покажите единичный отрезок.
— Прочитайте: А(1), В(2), С(3).
— Запишите координаты точек D, М, К.
3. С. 23, № 108 (устно).
4. С. 23, № 109 (работа в паре).
5. С. 23, № 110 (письменно).
— Прочитайте задание.
— Сколько делений между числами 10 и 30?
— Чему равно одно деление?
— Запишите координаты точек. (С(15), А(20), В(25), D(28).)
V. Работа над задачей
С. 26, № 133.
— Прочитайте задачу.
— Сколько машин перевозило зерно?
— По сколько зерна перевозила первая машина за один рейс?
— Что сказано про вторую машину?
— Что известно про третью?
(В ходе анализа данных составляется таблица с кратким условием.)
— Что необходимо знать, чтобы выяснить, сколько зерна перевезла каждая машина?
— Можем ли найти грузоподъемность второй машины?
— Как узнать грузоподъемность второй машины?
— Можем ли узнать, сколько зерна перевезли три машины за один рейс?
— Сколько таких поездок было?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 3 + 1 = 4 (т) — грузоподъемность второй машины.
2) 4 : 2 = 2 (т) — грузоподъемность третьей машины.
3) 3 + 4 + 2 = 9 (т) — перевозят три машины за один рейс.
4) 9 ∙ 3 = 27 (т) — перевезут три машины за три рейса. (Полезно рассмотреть и второй способ решения.)
— Подумайте, как бы вы решали эту задачу, если бы машины сделали разное количество рейсов.
— Решите другим способом.
1) 3 ∙ 3 = 9 (т) — перевезла первая машина.
2) 3 + 1 = 4 (т) — грузоподъемность второй машины.
3) 4 ∙ 3 = 12 (т) — перевезла вторая машина.
4) 4 : 2 = 2 (т) — грузоподъемность третьей машины.
5) 2 ∙ 3 = 6 (т) — перевезла третья машина.
6) 9 + 12 + 6 = 27 (т) — перевезли всего зерна.
— Какое решение вам понравилось больше? Почему?
VI. Повторение изученного материала. Комбинаторная задача
С. 26, № 132.
— Прочитайте задачу.
— Что вы можете о ней сказать?
— Сколько человек в команде?
— Рассмотрим вариант, когда вратарь не может быть капитаном команды.
— Сколько вариантов выбора капитана существует? (7.)
— Сколько существует вариантов выбора вратаря для выбранного капитана? (6.)
— Сколькими способами можно выбрать капитана и вратаря? (7 ∙ 6 = 42.)
— Как вы думаете, изменится ли решение задачи, если вратарь может быть капитаном?
— Сколько способов выбора существует при этом условии? (49.)
VII. Выполнение заданий
С. 26, № 136 (работа в паре с последующей проверкой).
5488 - 66 ∙ 83
66 ∙ 83 = 5478
5488 - 5478 = 10
Ответ: 10.
(2823 - 2319) ∙ 23
2823 - 2319 = 504
504 ∙ 23 = 11 592
Ответ: 11 592.
45 ∙ (1238 - 148)
1238 - 148 = 1090
1090 ∙ 45 = 49 050
Ответ: 49 050.
21 ∙ 106 - 106
21 ∙ 106 = 2226
2226 - 106 = 2120
Ответ: 2120.
VIII. Рефлексия
— Объясните, что такое координатный луч.
— О чем нужно помнить при построении координатного луча?
Домашнее задание
С. 26, № 137, 138; с. 27, № 144 (а).