Математика 1 класс - Поурочные разработки
ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ
Цели: сформировать у учащихся четкое представление об очередности элементов при заданном порядке их расположения; ввести термины “первый” и “последний”; совершенствовать умения сравнивать предметы по разным признакам и классифицировать на группы; развивать умение анализировать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Задания на развитие внимания и логического мышления.
– Разложите листочки на две группы:
а) по цвету;
б) по размеру;
в) по форме.
– Заполните пустые окошки:
2. Игра “Поезд”.
Дидактическая цель: закрепление понятий “один”, “много”.
Средства обучения: учитель прикрепляет на магнитной доске рисунки (несколько животных и одна елка), на учительском столе находятся один домик и много игрушек, на парте одного из учеников лежит много различных карандашей и одна ручка.
Содержание игры. Ведущий – паровоз, остальные дети – вагончики. Паровоз идет, останавливаясь на станциях (доска, стол учителя, парта ученика). Ребята называют, каких рисунков, игрушек, школьных принадлежностей на станциях много, а каких – один (одна).
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунок на доске.
– Как называются данные фигуры? (Треугольники.)
– Чем они похожи? (Формой и размером.)
– Чем они отличаются? (Цветом.)
– Определите цвет первого и последнего треугольника.
– Сегодня на уроке будем учиться находить первый и последний предметы в ряду.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 22).
Задание № 1.
– Послушайте начало русской народной сказки и угадайте ее название: “Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…”
– Правильно, сказка называется “Репка”. Вспомните героев этой русской народной сказки.
– Кто из героев сказки “Репка” первым решил вытащить репку? (Дед.)
– Вспомните: кто последним пришел на помощь? (Мышка.)
– Какие герои находились между Дедом и Жучкой? (Внучка и бабка.)
Задание № 2.
В этом задании рассматриваемой последовательностью является последовательность, в которой закончили дистанцию участники соревнования по бегу.
– Кто из мальчиков закончил первым соревнование по бегу? Кто пришел к финишу первый? (Мальчик в красной форме.)
В данной ситуации термин “первый” можно заменить термином “победитель”.
– Найдите спортсмена, который пришел к финишу последним. (Мальчик в форме желтого цвета.)
Задание № 3.
– Рассмотрите рисунок. Что здесь изображено?
– Покажите, кто стоит первым в кассу.
– Кто стоит позади этого человека?
– Покажите в очереди самого маленького по росту мальчика.
– Кто стоит перед этим мальчиком?
– Кто стоит в очереди последний?
– Кто стоит перед этим человеком?
– Куда должен встать мальчик, чтобы купить в порядке очереди билет в цирк? Поставьте фишку.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
V. Фронтальная работа.
Игра “Дополнение”.
Дидактическая цель: развитие речи детей.
Средства обучения: рисунки (самолет, вертолет, ракета, птица, бабочка).
Содержание игры. Учитель на магнитной доске размещает рисунки (сверху вниз): ракета, самолет, вертолет, птица, бабочка – и объясняет детям задание: закончить предложение, начатое учителем.
– Высоко в небе летит … (ракета).
– Ниже ракеты летит … (самолет).
– Самолет летит … (выше вертолета).
– Если птица летит выше бабочки, а вертолет выше птицы, то вертолет летит … (выше бабочки).
– Если выше птицы летит вертолет и ниже – бабочка, то птица находится … (между вертолетом и бабочкой).
Физкультминутка
VI. Работа в тетради: “Графический диктант”.
Котик.
4 клетки вверх, 1 вправо, 1 вниз,
2 вправо, 1 вверх, 1 вправо,
2 вниз, 5 вправо, 2 вверх, 1 влево,
1 вверх, 2 вправо, 8 вниз, 1 влево,
2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево,
2 вверх, 3 влево, 2 вниз, 1 влево,
2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево,
3 вверх, 1 влево.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?