История России. XVII—XVIII века. 7 класс - Черникова Т.В. 2016
ЭПОХА ПЕТРА I
Быт, нравы, культура
НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПЕТЕРБУРГА
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
(А. С. Пушкин. «Медный всадник»)
Постройка Петербурга. «Через три года после начала войны, завоевав берега Невы, Петр основывает первый приморский город Санкт-Петербург, который и делает своей столицей…
Царь хотел делать свое дело возможно скорее… Он поднимает все свое государство, требует денег, людей, и особенно людей, десятками тысяч, да непременно поздоровее и помоложе… И вот каждый год со всех концов России к Петербургу тянется народ, ежегодно не менее сорока тысяч… Им предстоит дело более трудное, чем война.
Надо строить дома там, где нет даже земли. Надо сначала засыпать болото, натаскать земли… Но нет ни лопат, ни досок, ни тачек, приходилось землю насыпать в полы собственного платья и так натаскивать громадные кучи…
Но из чего строить дома? Лесу сколько угодно, но не строевого, а мелкого, кривого, почти гнилого уже на корню. Болото — плохая почва даже для ели и сосны. Дома, построенные из местного леса, скоро сгнивали, косились на сторону, требовали беспрестанных поправок…
Нет камня — выходит распоряжение: никто не смеет приезжать в Петербург, не положив в свою повозку определенного количества камней, по весу…
В память русского народа глубоко запали труды и муки, какие ему пришлось вынести по воле царя, ради его затеи…
Почти со всеми, кто шел строить новый город, приходилось прощаться навсегда. Дороги трудные, дальние, люди мрут, разбегаются, их ведут, будто преступников. Изобретается особое средство, чтобы удержать их. Объявляется, что все они отвечают друг за друга. Убежит один, а виноваты те, кто и не думал бежать, да только не умел удержать того, кому надоело идти. Но и на месте мало радостей…
Хлеб надо доставать издалека. Часто случается — рабочим есть нечего. Раньше был скот у чухонцев, но народу нашло много, и мясо сильно вздорожало, — беднякам о нем нечего и думать. Одна еда остается: репа, капуста да еще грибы. Грибов на болотах росло великое множество. Осенью их собирали и солили на зиму. Купить их всегда можно было сколько угодно. Но это пища тяжелая и в большом количестве вредная…
Приходилось ждать пропитания издалека — за сотни и тысячи верст. Хлеб везли на санях… Из Москвы в Петербург — целое путешествие. С лошадей грузили на барки и везли по Ладожскому озеру. А Ладожское озеро крайне беспокойное, бурное, — ему не редкость разбивать барки и оставлять Петербург без хлеба.
И рабочие живут между страхом и надеждой, — живут в шалашах, кое-как наскоро сплетенных из зеленых веток. Стоят шалаши на сырых местах, — небольшая непогода, и шалаш становится могилой.
Мрут люди беспрестанно и смерть встречают совершенно равнодушно: слишком тяжела жизнь!
Очевидцы рассказывают, как жили люди на петербургских болотах. Занеможет человек и ляжет на землю, нисколько не заботясь о том, встанет он или умрет. Лекарств не принимает, на судьбу свою не жалуется, лежит и ждет смерти. А она не медлит! Сырая земля быстро помогает ей. Достаточно пройти небольшому дождю, и только сделанные насыпи превращаются в грязь. Не забывают и наводнения своих обычных нашествий на невские берега.
И рабочие умирают скоро и спокойно. Еще скорее их хоронят. Подождут, пока сердобольные люди набросают покойнику денег на погребение, а потом положат в мешок, завяжут веревками и снесут на носилках на кладбище.
Многих постигла такая участь.
И гибли здесь рядом и русские, и калмыки, и татары, и финны. Все народы великого государства на своих костях строили новую столицу… По расчетам современников, постройка петербургской крепости стоила жизни ста тысяч людей…
Иностранцы изумлялись быстроте построек. Они, действительно, шли безостановочно, и они — вечный памятник терпению и силе… народа» (И.Иванов. «Царь-преобразователь»).
Вопросы и задания
1. Как оценивает А. С. Пушкин факт возникновения Петербурга? 2. На что в первую очередь обращает внимание автор очерка о постройке Петербурга И. Иванов? 3. Противоречат ли друг другу позиции Пушкина и Иванова? Или они дополняют друг друга? 4. Стоило ли, на ваш взгляд, строить город на Неве? 5. Можно ли было избежать при этом столь массовой гибели людей?
НОВШЕСТВА В БЫТУ
Брадобритие. «Никого не предупредив о своем приезде, Петр появился в Москве 25 августа (1698). Весть о прибытии царя разнеслась лишь на следующий день, и бояре поспешили в Преображенское, чтобы приветствовать его с благополучным возвращением. Царь обошелся с поздравителями самым непредвиденным образом: велел подать ножницы и стал отрезать бороды у бояр… От бритья бород освобождались лишь церковные иерархи. Так было положено начало брадобритию — новшеству, которое в наши дни можно считать ничтожным, но тогда оно произвело на современников огромное впечатление, так как борода считалась признаком солидности и добропорядочности. Не случайно борода станет символом старины, знаменем протеста против новшеств.
С бородой пришлось расстаться не только боярам. Петр возвел преследование бороды в ранг правительственной политики, и брадобритие было объявлено обязанностью всего городского населения. Право ношения бороды разрешалось купить, но налог установили столь высокий, что даже богатые купцы предпочитали расстаться с бородой, чем платить за нее ежегодно по 100 рублей. Дворянская борода оценивалась дешевле — 60 рублей в год. Крестьяне могли не брить бород, но всякий раз при въезде в город и выезде из него должны были платить по копейке».
Европейское платье. «В феврале 1699 г. состоялось шуточное освящение только что построенного дворца для фаворита царя Лефорта. Гости прибыли на пир бритыми, но в традиционной русской одежде — долгополом и широкорукавном платье. Царь к этой одежде питал неприязнь, считая, что она стесняла движения и мешала в работе. На пиру царь действовал уже испытанным способом: он взял ножницы и стал укорачивать платье и рукава.
Несколько месяцев спустя москвичи читали листы, прибитые у ворот Кремля, в Китай-городе, у Чудова монастыря и в других местах. У листов — стража, чтобы их не сорвали, а на листах царский указ: отныне в Москве и прочих городах надлежало носить вместо русского платья венгерские кафтаны».
Новое летосчисление. «Еще одно новшество было осуществлено под занавес уходящего 1699 г. Указом 19 и 20 декабря было велено счисление лет производить не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января. По старому летосчислению шел 7208 год, а по новому, принятому во всех европейских государствах, наступил 1700-й. Царь велел новый год встречать как праздник. 1 января на Красную площадь были выведены солдатские полки и в Кремле расставили свыше 200 пушек.
Шесть дней палили из пушек. Петр хлопотал над устройством фейерверка, своей красотой поразившего столичных жителей. Горожане тоже должны были участвовать в торжествах: ворота каждого двора надлежало украсить сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, а те, у кого дома имелись пушечки и огнестрельное оружие, тоже должны были салютовать наступающему новому году».
Ассамблеи. «В конце 1718 г. население столицы было извещено о введении ассамблей. Петр сам составил правила организации ассамблей… стремился не пропустить ни одной ассамблеи.
«Ассамблея», — разъяснял царь в указе, — слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе или для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. На ассамблеи приглашалось избранное общество, вместе с женами туда должны были являться высшие офицеры, вельможи, чиновники, корабельные мастера, богатые купцы и ученые. Начинались они в четыре-пять часов дня и продолжались до 10 вечера… Чаще всего ассамблеи устраивались в зимние месяцы, реже — летом…
Хозяева, к которым съезжались гости на ассамблеи, должны были предоставить помещение, а также легкое угощение: сладости, табак (при Петре стали поощрять, а не запрещать, как прежде, его курение, нюхание и жевание) и трубки, напитки для утоления жажды. Специальные столики выставлялись для игры в шашки и шахматы. Кстати, Петр любил шахматы и играл в них превосходно. Страстным шахматистом слыл и Меншиков.
Ассамблея — место непринужденных встреч, где верхи общества проходили школу светского воспитания… Такой ассамблея представлялась царю, такой он хотел ее видеть» (Н.И. Павленко. «Петр Первый и его время»).
«Указ Петра Великого об ассамблеях… произвел коренной перелом и в домашней, и в общественной жизни наших предков и послужил первым шагом к тому, чтобы и у нас женщины заняли в обществе то положение, какое они занимали в Западной Европе. Прежнее их затворничество и отчужденность были уничтожены царской безграничной властью, и нарушение в этом отношении старинных обычаев вызвало среди русских сдержанный ропот, так как никто не смел ослушаться государева повеления…
Одной из главных целей Петра Великого при учреждении ассамблей было соединить все русское общество в один кружок, сблизить русских с иностранцами и уничтожить ту московскую разрозненность, одной из причин которой была боярская спесь. Последнее, однако, особенно не удалось Петру Великому, так как с самого своего возникновения русское общество разделилось на кружки, члены которых примыкали один к другому — сообразно их знатности и богатству. Точно так же не мог одолеть Петр и отчужденности русских от иностранцев, которая на ассамблеях выражалась, между прочим, тем, что русские дамы выбирали себе кавалеров только из русских, обходя иностранцев, чем эти последние очень обижались» (Е.П. Карнович. «Исторические рассказы»).
Вопросы и задания
1. Перечислите основные нововведения в быту. Как вы оцениваете действия Петра? 2. Какие из преобразований кажутся вам наиболее значимыми, а какие, на ваш взгляд, можно было бы не проводить? 3. Используя факты, изложенные в параграфе, закончите работу над схемой «Петровские реформы».