ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ
Социально-экономическое развитие России на рубеже XX-XXI веков - Россия на современном этапе
Важнейшим показателем изменений в экономической сфере являлась динамика доходов и потребительских расходов населения России. Масштабный финансово-экономический кризис августа 1998 г. не мог не привести к существенному падению доходов большинства россиян и изменению структуры потребления (потребительских расходов). Так, реальные личные доходы россиян к лету 1999 г. сократились в среднем примерно на 25 %, а потребительские расходы - на 20 %, причем значительно возросло потребление более дешевых отечественных товаров. Однако уже к началу 2000 г., по оценкам Госкомстата России, личные сбережения россиян выросли до весьма значительной суммы - примерно до 1 трлн. руб., что в сравнении с объемом ВВП страны на текущий год составляло около 25 %. Это свидетельствует о том, что многие наши сограждане после дефолта постепенно восстановили свои доходы. Но опасность нового кризиса заставляет их с большим сомнением относиться к вложению личных сбережений в кредитные учреждения и долгосрочные инвестиционные проекты. Так, около трети общей суммы личных сбережений не вкладывается российскими гражданами в банки. Согласно данным, рассчитанным по методике Международной организации труда, в середине 1999 г. в России было около 10,5 млн. безработных (примерно 14 % экономически активного населения), а такой показатель, как ежедневный душевой доход, официально составлял менее 1 долл. почти для половины всех россиян (приблизительно 70 млн. человек), что соответствует, по нормативам международной статистики, «странам с экономикой, находящейся в стадии перехода к развивающейся модели».
Вместе с тем свидетельствами постепенного выхода отечественной экономики и ее финансовой системы из кризиса являются снижение темпов инфляции (за 1999 г. около 38 %), растущие золотовалютные резервы Банка России, достигшие к 2001 г. высоких показателей, а также все более возрастающие масштабы экспортной выручки, поступающей в госбюджет за счет продажи на внешних рынках энергоносителей, прежде всего нефти (ее цены на мировом рынке с середины 2000 г. росли непрерывно), газа, продукции черной и цветной металлургии.
Экономическое развитие России в 2001 г. позволило говорить об оптимистической перспективе. В самом деле, валовой внутренний продукт (ВВП) в среднем уже в первом полугодии вырос более чем на 5 %, а в пяти базовых отраслях: промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и розничной торговле - рост производства составлял даже 5,3 %. Инвестиции в основной капитал выросли на 4,2 %, при этом деньги шли в капиталоемкие отрасли - машиностроение и металлообработку. В структуре экономики хотя и преобладало производство товаров (44 % - один из самых высоких показателей в мире), но впервые значительно возросло и производство услуг. Можно предположить, что положительную роль сыграл новый либеральный налоговый режим (единая ставка подоходного налога – 13 %, при налоге НДС 25 %), но одним из главных источников роста ВВП стало повышение начисленной заработной платы. Статистика фиксировала также и общее сокращение теневого сектора экономики.
Принятие нового Налогового кодекса, предусматривающего введение единого 13 %- ного подоходного налога, побудило предпринимателей перенести выплату зарплат на начало 2001 г., чтобы уменьшить налоговый пресс. Но у введения низкого налога на доходы оказалась и «ахиллесова пята» - инфляция, которая в 2001 г. составила 20 %. Естественные монополисты МПС и РАО «ЕЭС России» приняли решение о повышении тарифов.
В целом по итогам социально-экономического развития в 2001 г. Россия добилась некоторых подвижек. Так, рост ВВП за год составил 5,5 %, а реальные доходы населения выросли на 6,5 % (при росте средней заработной платы по стране 21 %). Особенностью развития экономики страны после августовского кризиса 1998 г. являлось заметное оживление внутреннего производства, а также инвестирование в реальный сектор экономики накоплений отечественных товаропроизводителей. Это, в свою очередь, способствовало укреплению внутреннего рынка. Так, индекс РТС, определяющий курсовую стоимость ценных бумаг российских компаний, вырос в 2001 г. вдвое по сравнению с 2000 г.
К середине первого десятилетия XXI в. под влиянием экономических достижений изменились государственные приоритеты и сам характер решаемых экономических задач. В повестку дня были поставлены следующие задачи: обновление производственных технологий и оборудования, повышение эффективности энерго- и природопользования, внедрения новшеств, развитие международной биржевой торговли сырьевыми товарами на территории России, превращение рубля в региональную резервную валюту. В 2007 г. было решено направить часть нефтегазовых доходов в федеральный бюджет для выполнения масштабных социальных программ, а другую часть - в фонд развития и в фонд будущих поколений. Началось создание таких институтов развития, как Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания и Банк развития. Их средства используются для развития инфраструктуры, повышения эффективности использования природных ресурсов, модернизации и развития высокотехнологичных промышленных производств. При этом государство считает основной своей задачей в этой сфере - создать условия для частных инвестиций. Государство призвано содействовать бизнесу в организации современного высокотехнологичного производства.
Завершая второй срок работы в качестве Президента Российской Федерации, В. В. Путин в выступлении на расширенном заседании Государственного Совета 8 февраля 2008 г. подвел некоторые итоги развития экономики в новом столетии. Он отметил, что кризисные явления 90-х гг. прошлого века преодолены. Реальные доходы граждан превысили дореформенные показатели. В 2007 г. экономика России добилась самого большого прироста валового внутреннего продукта за последние семь лет - 8,1 %. По итогам года, согласно данным международных экспертов, Россия опередила такие страны «Большой восьмерки», как Италия и Франция, по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Российская Федерация вошла в семерку крупнейших экономик мира. Государственный внешний долг сократился до 3 % ВВП, что нужно считать одним из самых низких и лучших показателей в мире. За семь лет объем иностранных инвестиций в экономику нашей страны вырос в семь раз. В 2007 г. был отмечен рекордный абсолютный приток капитала в Россию - 82,3 млрд. долл. Однако наибольший вклад в прирост всего промышленного производства внесла обрабатывающая промышленность. Именно сырьевые отрасли продолжали оставаться основой экономики страны в первое десятилетие XXI в. Наметились изменения к лучшему и в сельском хозяйстве, долгое время остававшемся в нашей экономике «слабым звеном». Основу агропромышленного комплекса по-прежнему создавали 30 тыс. сельскохозяйственных предприятий, созданных на базе бывших колхозов и совхозов. Фермерские хозяйства давали не более 3 % всего объема сельскохозяйственного производства. В 2005 г. был принят приоритетный национальный проект «Развитие АПК».
Позитивным фактором устойчивого экономического развития в середине десятилетия была благоприятная конъюнктура на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов.
После десятилетия стагнации стал развиваться оборонно-промышленный комплекс страны с его высоким научным потенциалом.
Но развитие промышленных отраслей в новом веке шло неравномерно, подчиняясь как циклическому развитию рыночной экономики в целом, так и испытывая на себе влияние собственных сложностей. Нарастала степень износа основных фондов. Устаревало оборудование. Поэтому начавшийся в последние годы десятилетия мировой финансовый кризис нанес экономике России серьезный ущерб: экономический рост замедлился, некоторые направления экономики испытали спад конъюнктуры. Это сказалось и на занятости населения. Социальная ситуация осложнилась. Засуха и экстремальные условия лета 2010 в большинстве регионов европейской территории страны лишь усугубили положение.
Главную роль в экономике России играл в первое десятилетие нового века крупный бизнес, который был представлен четырьмя сотнями компаний, которые производят почти половину валового внутреннего продукта. Это «Газпром», РАО ЕЭС, «Сибнефть» и ряд других. Крупные компании доминировали в сырьевом и финансовом секторах экономики и имели два центра роста - нефтегазовый и сферу услуг. Постепенное сокращение доли промышленности в структуре крупного бизнеса стало за последние годы очевидной тенденцией. Средний бизнес в России был представлен примерно 15 тыс. компаний, из который до трети развивались медленно. Чуть более трети - быстро и динамично, темпами, превышающими 20 % в год, а около тысячи компаний (7 %) - исключительно быстро: до 70 % в год. Одним из факторов успеха всегда выступала инновационная активность предприятий среднего бизнеса.
Эксперты отмечали, что налоговое и административное давление на средний бизнес после 2004 г. скорее усилилось, чем ослабело, но предприятия среднего бизнеса развивались в среднем быстрее, чем экономика в целом.
Роль малого бизнеса в экономике и социальной сфере пока остается недостаточной, несмотря на все попытки государства активизировать эту сферу предпринимательства. По данным на 2006 г., малые предприятия давали работу 8,5 млн. человек. 50 % этих предприятий - торговые, 25 % - заняты организацией общественного питания, 17 % - промышленным производством.
Еще в 2006 г. Д. А. Медведев, избранный в 2008 г. на пост Президента России, отмечал: «Рассматривать Россию как совокупность ряда крупных государственных компаний опасно. Прежде всего вокруг государственных компаний не может (а в ряде случаев и не должна) формироваться частная среда. Соответственно, государственные компании сами по себе не обеспечивают рост среднего и малого бизнеса. А он - основа любой экономики, основа гражданского общества».
Эксперты единодушны: несмотря на имеющиеся сложности, Россия активно встраивается в глобальную экономику. Формируются мощные частные и государственные холдинги, конкурентоспособные на мировом рынке.
Приоритетными в социальной политике власть признала сферы здравоохранения населения, образования, жилищного строительства. Только к середине десятилетия общество в целом адаптировалось к рыночной экономике. Люди учились обращению с ценными бумагами, игре на бирже, открывали частные предприятия, вступали в отношения купли-продажи недвижимости, и не только в России. За восемь лет, по данным 2009 г., реальные доходы граждан в среднем выросли в 2,5 раза. Если реальная зарплата в 2000 г. составляла 32 % от уровня 1990 г., то в 2002 г. она достигла 80-85 %. В 2005 г. средние уровни доходов и зарплат оказались примерно теми же, что двадцать лет назад. По некоторым показателям был заметен существенный рост. Так, например, число автомобилей на тысячу человек возросло с 45 до 153, число телевизоров на 100 семей увеличилось с 10 до 133, холодильников - с 95 до 114.
Одним из направлений социальной политики стало выравнивание доходов по регионам страны. Ведь, по оценкам экономистов, в экономически депрессивных регионах в середине первого десятилетия наступившего века проживало две трети населения России. Но если в 1999 г. ниже прожиточного минимума были доходы половины россиян, то в 2005 г. - 17 %.
Тревожным фактором стало сокращение населения страны. Общая демографическая обстановка специалистами оценивалась как кризисная. Правда, падение уровня рождаемости достигло наибольшей глубины в 1999 г. и с тех пор демонстрирует положительную динамику. В 2000-2004 гг. рождаемость выросла с 1,25 млн. чел. в год до 1,5 млн. человек. Но смертность в тот же период росла - с 2,22 млн. до 2,37 млн. человек. Произведенные в 2008 г. замеры показали: в 2007 г. наблюдался самый большой рост рождаемости за последние 25 лет. Впервые за последние годы рождаемость превысила смертность. Появились основания для социального оптимизма.