Парламентские выборы 1999 года и выборы президента в 2000 году - Россия на современном этапе

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Парламентские выборы 1999 года и выборы президента в 2000 году - Россия на современном этапе

Важным событием в политической жизни страны осенью 1999 г. стала кампания по выборам депутатов в Государственную Думу третьего созыва. Главными соперниками были традиционные парламентские «фракции-партии» КПРФ, «Яблоко» и ЛДПР. Серьезный политический вес приобрел новый политический блок: движение «Отечество», объединившееся в августе 1999 г. с региональным «губернаторским» блоком «Вся Россия» и создавшее движение «Отечество - Вся Россия» (ОВР), во главе которого встали экс-премьер Е. М. Примаков и руководители трех регионов - мэр Москвы Ю. М. Лужков, губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев и Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев.

Другой предвыборный блок - «Союз правых сил» (СПС) - возглавил недавний премьер российского Правительства С. В. Кириенко. В СПС вступили такие известные сторонники глубоких рыночных реформ, как Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада, А. Б. Чубайс.

Наконец, в сентябре 1999 г. при активной поддержке Кремля и «Белого дома» был образован проправительственный избирательный блок «Единство» во главе с министром Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям генералом С. К. Шойгу, а также двумя другими представителями силовых ведомств России - генералом А. И. Гуровым, прославившимся своими расследованиями в сфере организованной преступности, и рекордсменом мира по классической борьбе полковником налоговой полиции А. А. Карелиным.

23 декабря 1999 г. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обнародовала официальные итоги проведенных выборов. По федеральным спискам только шести избирательным объединениям удалось преодолеть 5 %-ный барьер. Лидерами «думского марафона» стали КПРФ, «Единство», ОВР, СПС, «Яблоко» и «Блок Жириновского» (ЛДПР). Представители КПРФ набрали по федеральным спискам 67 мандатов и победили в 46 одномандатных округах, а проправительственный блок «Единство» получил соответственно 64 и 8 мест. Именно эти две ведущие политические силы с учетом независимых депутатов, сформировавших парламентскую группу «Народный депутат», составили думское большинство. К нему присоединилась также ЛДПР.

Три других избранных в Думу объединения (ОВР, СПС и «Яблоко»), также сформировавшие парламентские фракции, фактически оказались в Госдуме третьего созыва в меньшинстве, что обусловило в начале работы нового состава парламента кризисную ситуацию с выборами Председателя Думы и руководителей думских профильных комитетов. Несмотря на протесты думского меньшинства, 18 января 2000 г. на безальтернативной основе Председателем Государственной Думы третьего созыва был переизбран Г. Н. Селезнев.

Результаты парламентских выборов определили новую «политическую конфигурацию» в стране, что позволило Президенту РФ Б. Н. Ельцину сделать заявление о своей добровольной отставке и возложении президентских обязанностей на Председателя Правительства РФ В. В. Путина, прозвучавшее с экранов телевизоров 31 декабря 1999 г. - в канун Нового, 2000 г.

К середине февраля 2000 г. в соответствии с действующей Конституцией РФ и Законом о выборах Президента РФ Центральная избирательная комиссия России зарегистрировала 12 кандидатов, претендующих на пост главы государства.

26 марта 2000 г. в первом же туре президентских выборов исполняющий обязанности Президента и Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин, получив почти 53 % голосов, одержал убедительную победу над своим ближайшим конкурентом - лидером КПРФ Г. А. Зюгановым. Помимо этих кандидатур, претендентами на пост главы государства являлись лидеры крупнейших парламентских фракций: Г. А. Явлинский и В. В. Жириновский, а также нынешний губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев. На пост Президента РФ баллотировались и другие российские политики: депутаты Госдумы всех трех созывов бывший министр социальной защиты Э. А. Памфилова, известный кинорежиссер С.С. Говорухин, лидер движения «Духовное наследие» А. И. Подберезкин, губернатор Самарской области К. А. Титов, отстраненный от должности Генеральный прокурор РФ Ю. И. Скуратов, бывший руководитель столичного ФСБ Е. А. Савостьянов (правда, снявший свою кандидатуру накануне выборов) и, наконец, крупный московский предприниматель У. А. Джабраилов.

Победа В. В. Путина в первом же туре президентских выборов в России на рубеже третьего тысячелетия в силу его растущего политического авторитета была очевидной и весьма предсказуемой.

7 мая 2000 г., накануне 55-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в Большом Кремлевском дворце состоялся торжественный акт вступления В. В. Путина в должность Президента РФ.

На пост главы Правительства России, по предложению вновь избранного Президента РФ, был утвержден бывший министр финансов М. М. Касьянов.

Важнейшим направлением в деятельности Президента РФ стало осуществление масштабной административной реформы. В настоящее время в современной России в целом сформирована демократическая политическая система, предусматривающая избрание на всех уровнях глав исполнительной власти (от Президента страны и руководителей субъектов Федерации до мэров городов и глав местного самоуправления), а также создание органов законодательной и представительной власти (от депутатов Государственной думы до членов законодательных собраний и избранных представителей органов местного самоуправления).

Однако сложившаяся структура органов государственной власти и управления требует своего совершенствования. В связи с этим в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений вновь избранным Президентом РФ 13 мая 2000 г. был подписан Указ об образовании федеральных округов - структурных единиц нового политико-административного деления России. Во исполнение данного решения было сформировано семь федеральных округов: Центральный (с центром в Москве), Северо-Западный (в Санкт-Петербурге), Приволжский (в Нижнем Новгороде), Северо-Кавказский (в Краснодаре), Уральский (в Екатеринбурге), Сибирский (в Новосибирске) и Дальневосточный (в Хабаровске), а затем назначены полномочные представители Президента в каждом из перечисленных федеральных округов.

Помимо этого, летом 2000 г. по инициативе нового Президента России парламент страны утвердил реформу формирования Совета Федерации. Согласно введенному в действие новому Закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» вместо глав исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации в верхней палате российского парламента с 1 января 2002 г. работают на постоянной основе в качестве депутатов назначенные из регионов губернаторами и региональными законодательными собраниями их представители. 5 декабря 2001 г. Председателем обновленного Совета Федерации Федерального Собрания РФ вместо ушедшего в отставку и переизбранного накануне губернатора Орловской области Е. С. Строева стал член Совета Федерации от Санкт-Петербурга С. М. Миронов.

Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило в повестку дня вопрос об организации постоянного диалога руководителей субъектов Федерации и главы государства по основным проблемам государственно-политического развития страны и форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой стал новый консультативный орган - Госсовет РФ, сформированный из глав регионов России. 1 сентября 2000 г. В. В. Путин подписал Указ «О Государственном совете Российской Федерации».

Предпринятые новым Президентом России серьезные административные преобразования свидетельствуют о значительном укреплении исполнительной властной вертикали, усилении влияния центральных органов власти, ослаблении самостоятельной политической роли Федерального Собрания и - в известной мере - органов власти субъектов Федерации. Но все это не является конечной целью реформы, а только создает основы для нового этапа государственного строительства в современной России. Совершенствование политической системы в Российской Федерации предполагает формирование эффективного государственного аппарата, обеспечивающего стабильное общественное развитие и гарантии соблюдения прав и свобод личности, а также фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации для обеспечения всех граждан страны полнотой политических и социально-экономических прав, создание надежных правовых гарантий в сфере развития российской экономики.

26 декабря 2000 г. Президент РФ подписал три федеральных конституционных закона - о гимне, гербе и флаге, а рабочая группа, созданная для рассмотрения предложений о тексте государственного гимна (бывшего гимна СССР), утвердила обновленный текст гимна Российской Федерации, вторично переработанного С. В. Михалковым.

Значительное место в деятельности нового Президента в прошедшие после его избрания два года занимали вопросы осуществления военной, судебной и налоговой реформ. Так, в рамках реформирования Вооруженных Сил России рассматривается вопрос о перспективах перехода к их комплектованию на профессиональной основе.

В июне 2001 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О политических партиях». Согласно этому Закону, политическая партия должна была насчитывать не менее 10 тыс. членов и иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. В ноябре 2004 г. к Закону о партиях были приняты поправки, ужесточившие требования к ним. Отныне политическая партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов, а партийные организации численностью не менее 500 человек должны работать в большинстве субъектов Федерации. Процесс сокращения численности политических партий был продолжен в 2007 г. Он происходил в основном за счет слияний и поглощений. Другим шагом, направленным на укрупнение партий, стало повышение избирательного барьера с 5 до 7 % и пропорциональная система выборов в Государственную Думу.

11 марта 2007 г. в российских регионах (более чем в 70) прошли выборы в органы власти и управления различных уровней. На выборах областных, краевых и республиканских депутатов победила партия «Единая Россия». Выборы показали, что сохраняют влияние КПРФ (более 16 %), «Справедливая Россия» (14 %), Союз правых сил и ЛДПР (оба - менее 8 %).

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу. Четыре партии преодолели пятипроцентный барьер. «Единая Россия» получила поддержку 37 % избирателей, КПРФ - 12 %, ЛДПР - 11 %. За блок «Родина» проголосовало 9 % избирателей. «Единая Россия» сформировала в Думе фракцию из более чем трехсот депутатов и приобрела конституционное большинство. Председателем Думы стал Б.В. Грызлов. Впервые в Государственной Думе сложилось большинство партии власти, которая могла проводить реформы последовательно.

В 2004 г. состоялись выборы Президента страны. Рейтинг В. В. Путина был высок. Руководители КПРФ и ЛДПР, согласовав с партийным активом политические планы, не стали выдвигать свои кандидатуры. 24 февраля 2004 г., за три недели до президентских выборов, В. В. Путин отправил в отставку весь состав Правительства, возглавлявшегося М. М. Касьяновым. В Государственную Думу 1 марта 2004 г. Президент внес кандидатуру М. Е. Фрадкова на должность премьер-министра. Кандидатура эта получила поддержку. Острой конкурентной борьбы не было и в ходе выборов Президента. Уже в первом туре победил В. В. Путин, за которого проголосовало около 71 % избирателей. Другие претенденты, среди которых были И. М. Хакамада, С. Ю. Глазьев, С. М. Миронов, набрали от 0,75 до 13 % голосов.

2 декабря прошли выборы в Государственную Думу пятого созыва. 64 % голосов набрала «Единая Россия», получившая официальную поддержку Президента страны. Он возглавил ее список. Все депутаты впервые прошли в Думу исключительно по партийным спискам. Порог был установлен на уровне 7 %. КПРФ получила 11 %, ЛДПР - 8 %, «Справедливая Россия» - 7 %. «Единая Россия» получила в парламенте конституционное большинство - 315 мест. Структура новой Думы, как отмечали эксперты, практически не отличается от предыдущей, что дает возможность продолжать реформирование экономики и общества в принятом в начале десятилетия направлении. Итоги выборов закрепили ту политическую систему, которую Кремль создавал предыдущие семь лет.

В 2008 г. состоялись президентские выборы. Конституционный срок пребывания в должности Президента В. В. Путина истек. От партии власти был выдвинут единый кандидат - Д. А. Медведев. Оппозиция предложила свои кандидатуры. КПРФ выдвинула Г. А. Зюганова, либеральные круги - М. М. Касьянова, ЛДПР - В.В. Жириновского. Кандидатура М.М. Касьянова была снята Центральной избирательной комиссией из-за нарушений, выявленных в ходе сбора подписей в его поддержку. Д. А. Медведев набрал 70,28 % голосов, Г. А. Зюганов 17,72 %, В. В. Жириновский - 9,34 %, А. В. Богданов - 1,3 %.

Итак, итогом реформирования партийно-политической системы к концу первого десятилетия нового века стало постепенное укрупнение партий и формирование эффективных законодательных и исполнительных структур власти в центре и регионах. Новая конфигурация политических сил позволила стабилизировать внутриполитическую обстановку и продолжить модернизацию государственного механизма.

Наметились тенденции к укреплению исполнительной вертикали власти в стране, усилению государственного контроля над политическими и социально-экономическими изменениями в обществе.






Для любых предложений по сайту: [email protected]