Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс
Итоговый урок. Россия к концу XIX в. - КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. - РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III (1881-1894)
Цель урока: контроль знаний.
1. Диспут на тему «Почему Россия утратила мировое первенство по уровню производства?».
Восьмиклассники отвечают на вопрос, заданный учителем в начале изучения курса истории России. Для удобства обсуждения все причины можно разделить на три группы: политические, экономические, субъективные.
Вопросы: политическая система России — тормоз или катализатор развития экономики страны в XIX в.? Почему промышленность России постоянно отставала от стран Запада? Кто из общественно- политических деятелей страны оказал наибольшее влияние на развитие экономики?
2. Защита рефератов на тему «Человек России XIX в.».
При выборе этого варианта учитель заранее дает задание выбрать историческую личность в любой номинации — политик, деятель культуры, управленец, предприниматель, офицер.
Задача: доказать, что этот человек внес неоценимый вклад в развитие нашей страны в изучаемый период.
3. Конкурс исторических сочинений.
Тема: «Событие XIX в., которое мне хочется посмотреть (в котором мне хочется принять участие)».
Тему сочинения можно объявить за один-два урока до последнего занятия и для экономии времени провести его в качестве домашнего задания, а в классе зачитать уже готовые работы, чтобы имелась возможность для их обсуждения. Учитель предупреждает школьников, что жанр работы — сочинение-миниатюра, его объем не должен превышать одной-полутора страниц. В работе надо доказать значимость события для истории страны. Если выбрана тема
«Событие, в котором мне хочется принять участие», то учитель напоминает правила, принятые для путешественников во времени в научной фантастике: путешественник не имеет права вмешиваться в ход событий. Например, если автор сочинения захотел увидеть дуэль А. С. Пушкина с Э. Дантесом, он не должен писать, что непременно спас бы великого поэта.
4. Диспут или конкурс исторических сочинений на тему «Сослагательное наклонение в истории».
Форма работы, приемлемая для учащихся второго концентра, 10—11-х классов. Однако ее можно попробовать и в классах с высоким уровнем знаний в первом концентре. Учащимся предлагается подготовить устное выступление или историческое сочинение на тему: «По какому пути пошло бы развитие России, если бы...». Наиболее интересная для 8-го класса тема «...если бы Александр II остался жив». Учитель предварительно объясняет, что причиной смерти императора стали чрезмерная потеря крови и отсутствие кого-либо из медиков в охране царя — врач наложил бы жгут на обе ноги государя и сохранить ему жизнь. В работе или устном выступлении надо проследить путь развития страны под руководством Александра II на ближайшие несколько лет, учитывая, что уже был подписан императорский Манифест о даровании гражданам страны некоторых политических свобод.
5. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В XIX в.»
Итоговое тестирование отличается объемом — 30 вопросов. Основой для составления послужил стандарт по истории Министерства образования РФ.
1. В 1822 г. Александр I издал указ, по которому помещикам:
а) разрешалось ссылать крепостных в Сибирь;
б) запрещалось ссылать крепостных в Сибирь;
в) разрешалось казнить крепостных за провинность без суда;
г) запрещалось продавать крестьян без земли.
2. Государственный совет, созданный в России в 1810 г., получил:
а) законодательные функции;
б) исполнительные функции;
в) законосовещательные функции;
г) судебные функции.
3. Накануне вторжения Наполеона в Россию соотношение сил французской и русской армии было следующим:
а) численность французской и русской армий была примерно равна;
б) французская армия по численности в три раза превосходила русскую;
в) русская армия но численности значительно превосходила французскую;
г) численность русских войск была ненамного больше, чем французских.
4. Бородинское сражение произошло:
а) 14 декабря 1812 г.;
б) 8 ноября 1812 г.;
в) 13 октября 1812 г.;
г) 26 августа 1812 г.
5. В России в первой половине XIX в. наибольшее количество продукции (в денежном выражении) давали:
а) государственные предприятия;
б) предприятия мелкой промышленности;
в) помещичьи (вотчинные) мануфактуры;
г) крестьянские кустарные промыслы.
6. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в России в XIX в. принадлежала:
а) Государственному совету;
б) императору;
в) Сенату;
г) Синоду.
7. Соотнесите имена и вид деятельности:
|
8. Декабристы стремились:
а) привлечь к своему выступлению народные массы;
б) привлечь на свою сторону как можно больше армейских частей;
в) не допустить участия в выступлениях крестьянства;
г) привлечь к выступлению городские низы Петербурга.
9. Автор теории «официальной народности» граф С.С. Уваров считал, что:
а) Россия должна следовать по пути развития европейских стран;
б) России необходима дворянская революция;
в) опорой России являются православие, самодержавие, крестьянская община;
г) Россию необходимо изолировать от влияния европейских стран.
10. К внешней политике России во второй половине XIX в. не относится:
а) война со Швецией за выход к Северному морю;
б) укрепление позиций на Северном Кавказе и в Закавказье;
в) расширение владений в Средней Азии;
г) укрепление военного союза с Францией.
11. В результате реформы 1861 г. крестьяне получили:
а) личную свободу без земли и без выкупа;
б) личную свободу с небольшим участком земли за выкуп;
в) личную свободу с землей без выкупа;
г) неполную личную свободу без земли.
12. Положение «Без крестьянской общины не может существовать дух России» выражало точку зрения:
а) анархистов;
б) славянофилов;
в) западников;
г) марксистов.
13. Соотнесите события и даты:
а) оборона Севастополя; 1) 1877—1878 гг.
б) Бородинская битва; 2) 1864—1865 гг.
в) русско-турецкая война; 3) 1854—1855 гг.
г) присоединение Средней Азии; 4) 1812 г.
14. В 1834—1859 гг. Россия воевала в Кавказской войне против:
а) Турции за территорию Северного Кавказа;
б) горцев Дагестана и Чечни;
в) соединенных сил Грузии и Армении;
г) стран Ближнего Востока за влияние в Палестине.
15. Распределите в два столбца термины, относящиеся к истории России до 1861 г. (I) и после 1861 г. (II):
а) оброк;
б) выкуп;
в) тягло;
г) отрезки;
д) временно-обязанные;
е) барщина;
ж) чересполосица.
16. Строки «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут» были обращены:
а) А. И. Одоевским к декабристам, сосланным на Кавказ;
б) А. С. Грибоедовым к солдатам Семеновского полка;
в) А. С. Пушкиным к декабристам, сосланным в Сибирь;
г) М. Ю. Лермонтовым к офицерам — противникам войны на Кавказе.
17. Современниками были:
а) П. Чаадаев и Н. Бердяев;
б) А. Аракчеев и М. Сперанский;
в) Н. Чернышевский и В. Ульянов;
г) М. Глинка и М. Мусоргский.
18. Даты 1861 г., 1870 г., 1874 г. в истории России связаны с:
а) экономическими и социальными реформами;
б) присоединением Средней Азии;
в) возникновением первых рабочих организаций;
г) открытием новых университетов.
19. Ф. М. Достоевский написал роман «Бесы» под влиянием:
а) убийства Александра II;
б) суда над В. Засулич;
в) нечаевщины;
г) взрыва царского поезда на Украине.
20. «Конституция» Н. Муравьева предусматривала:
а) сохранение помещичьего землевладения при отмене крепостного права;
б) сохранение крепостного права;
в) освобождение крестьян от крепостного права без земли;
г) освобождение крестьян с небольшим наделом земли.
21. Судебная реформа 1864 г. не предусматривала:
а) закрытый характер судебных заседаний;
б) бессословный и гласный суд;
в) участие прокурора и защитника в судебном процессе;
г) участие присяжных заседателей в окружном суде.
22. Министр иностранных дел A. M. Горчаков писал: «Это есть самая черная страница в моей служебной карьере» о:
а) Парижском мире 1856 г.;
б) Берлинском конгрессе 1878 г.;
в) Сан-Стефанском договоре 1878 г.;
г) заключении Тройственного союза в 1882 г.
23. Названия сел Кандеевка и Бездна известны в российской истории XIX в. тем, что здесь:
а) находились знаменитые фаянсовые промыслы;
б) было оказано ожесточенное сопротивление французским войскам в ходе Отечественной войны 1812 г.;
в) произошли крестьянские выступления против реформы 1861 г.;
г) развернулось «трезвенное движение».
24. К мероприятиям консервативного курса Александра III не относилось:
а) расширение прав университета в их новом уставе;
б) принятие положения о недопущении в гимназии «кухаркиных детей»;
в) издание Манифеста о незыблемости самодержавия;
г) ужесточение цензуры.
25. Проводившаяся в Российской империи в конце XIX в. политика русификации означала:
а) препятствие развитию национальных культур и языков;
б) запрет на издание учебников и книг на национальных языках;
в) ограничение числа школ с преподаванием на национальных языках;
г) все вышеизложенное.
26. После реформы 1861 г. слова «Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подъячего, боишься их — и совершенно прав, но веришь еще в царя и архиерея... Не верь им. Царь с ними и они его» были адресованы:
а) Н. Добролюбовым — помещикам;
б) Д. Писаревым — разночинцам;
в) А. Герценым — крестьянам;
г) Л. Толстым — солдатам.
27. К характерным чертам экономического развития России в первой половине XIX в. не относилось:
а) начало промышленного переворота;
б) расцвет крестьянского хозяйства;
в) развитие внутреннего рынка;
г) кризис крепостнических отношений.
28. Распределите в два столбца факторы, которые ускоряли (I) и замедляли (II) промышленное развитие России после реформы 1861 г.:
а) расширение внутреннего рынка;
б) сохранение помещичьего землевладения;
в) личная свобода крестьян;
г) накопление капитала в частных руках;
д) сохранение самодержавия;
е) необходимость выкупа земли крестьянами.
29. В первой половине XIX в. в России неограниченное право собственности на землю и ее приобретение принадлежало:
а) духовенству;
б) дворянам;
в) купечеству;
г) мещанам.
30. Крестьянская реформа 1861 г. не привела к:
а) освобождению самой многочисленной части населения;
б) выходу страны из экономического кризиса;
в) духовному кризису в российском обществе;
г) развитию капитализма в России.
Ключ: 1 а; 2 в; 3 а; 4 г; 5 6; 6 б; 7 а 4, б 5 , в 3, г 1, д 2, е 6; 8 в; 9 в; 10 а; 11 б; 12 6; 13 — а 3, б 4, в 1, г 2; 14 6; 15 I аве, II бгдж; 16 в; 17 6; 18 а; 19 в; 20 г; 21 а; 22 б; 23 в; 24 а; 25 г; 26 в; 27 6; 28 I авг, II бде; 29 б; 30 в.
Норма оценок: «5» — 27—30 правильных ответов; «4» — 21—26; «3» — 15—20; «2» — 14 и менее правильных ответов.