Культура России во второй половине XIX в. - КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. - РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III (1881-1894)

Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс

Культура России во второй половине XIX в. - КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. - РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III (1881-1894)

Цель уроков: познакомить учащихся с выдающимися достижениями русской культуры второй половины XIX в.

Основное содержание: Развитие науки и образования. Журналистика и книгоиздательское дело. Философия. История. Литература. Изобразительное искусство. Театр. Музыка.

Основные понятия: «передвижники», «Могучая кучка».

Личности в истории: К. Д. Ушинский, Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, П. Н. Яблочков, А. С. Попов; В. О. Клюяевский, Н. Я. Данилевский, Б. С. Соловьев; И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, Л. H. Толстой, Н. А. Некрасов, А. П. Чехов, Н. А. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. Н. Островский, П. И. Чайковский.

Оборудование уроков: альбомы и книги по искусству, видеокассеты и т. д.

Методическое решение уроков

Аналогично урокам 43—47 по культуре первой половине XIX в.

УРОК-ИГРА «КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ОТЛИЧНИКОМ?»

I тур

Отборочный тур: расставьте этих писателей в хронологическом порядке даты рождения, начиная от самой ранней:

а) М. Е. Салтыков-Щедрин;

б) А. П. Чехов;

в) И. С. Тургенев;

г) Л. H. Толстой. (Тургенев, Салтыков-Щедрин, Толстой, Чехов.)

1. Назовите русского педагога, автора книг «Детский мир» и «Родное слово»:

а) В. А. Сухомлинский;

б) К. Д. Ушинский;

в) Л. H. Толстой;

г) Д. И. Менделеев.

2. Русский писатель, автор романа «Бесы»:

а) В. Г. Короленко;

б) И. С. Тургенев;

в) Ф. М.Достоевский.

г) Л. H. Толстой.

3. Русский путешественник, первым начавший изучать горные массивы Центральной Азии:

а) Н. М. Пржевальский;

б) Г. Н. Потанин;

в) П. П. Семенов-Тян-Шанский;

г) П. А. Кропоткин.

4. Православный праздник, знаменующий конец зимы и начало весны:

а) масленица;

б) Пасха;

в) Крещение;

г) Сретение.

5. Как называли девушек московские остряки:

а) «кисейные штаны»;

б) «кисейные барышни»;

в) «солонки»;

г) «плоскуши».


II тур

Отборочный тур: расположите данных деятелей культуры России по роду занятий: химия, философия, изобразительное искусство, музыка:

а) П.И. Чайковский;

б) Б.С. Соловьев;

в) Д.И. Менделеев;

г) В.Г. Перов.

(Д. И. Менделеев, Б. Г. Соловьев, В. Г. Перов, П. И. Чайковский.)

1. Что во второй половине XIX в. означало слово «штафирка»?

а) разновидность легкой этажерки;

б) разновидность химической посуды;

в) насмешливое прозвище гимназисток;

г) презрительное обозначение офицерами всех штатских.

2. Какому русскому ботанику принадлежат слова: «Мы не должны ждать милости от природы, взять их у нее — наша задача»:

а) И. В. Мичурину;

б) А. Н. Бекетову;

в) К. А. Тимирязеву;

г) И. И. Мечникову.

3. Какой православный праздник носит второе название Богоявление:

а) Троица;

б) Покров;

в) Крещение;

г) Сретение.

4. Русский врач, морской офицер, 50 лет проработавший над своим знаменитым словарем:

а) И. А. Ефрон;

б) А. Н. Афанасьев;

в) В. И. Даль;

г) С. И. Ожегов.

5. Русский композитор, автор популярных русских романсов во второй половине XIX в.:

а) А. С. Даргомыжский;

б) А. П. Бородин;

в) М. П. Мусоргский;

г) П. И. Чайковский.

(выделенное верно)

Домашнее задание: П. Н. Зырянов, § 32—35.






Для любых предложений по сайту: [email protected]