Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс
Русская деревня в конце XIX в. Контрреформы Александра III - ПО ПУТИ КОНТРОЛИРУЕМОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ - РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III (1881-1894)
Цель урока: дать представление о развитии сельского хозяйства страны в конце XIX в. и консервативной политике Александра III.
Основное содержание: Политика консервативного национализма. Контрреформы.
Основные понятия: национализм.
Личность в истории: Александр III, К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой.
План урока.
1. Личность Александра III.
2. Русская деревня в конце XIX в.
3. Контрреформы Александра III и их исполнители.
Ход урока
1. Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором он говорит о подмеченной историками и политологами закономерности: после периода либерализма в России всегда наступает период усиления власти. Далее учитель рассказывает восьмиклассникам о личности нового императора.
АЛЕКСАНДР III
«В дни детства и юности Мака — так любовно называли Александра III в семье — не готовился к роли императора. Но 12 апреля 1865 г. в Ницце скончался его старший брат Николай. Перед самой смертью он не только передал бремя наследника престола, но и руку своей невесты, датской принцессы Дагмары со словами: «Оставляю тебе тяжелые обязанности, славный трон, отца и невесту, которая облегчит тебе это бремя».
Но до этой встречи Александр был уже страстно влюблен в княжну Марию Мещерскую, ради которой готов был пожертвовать русским престолом. Мария понимала, что наследник престола не свободен в своем выборе и благословила Александра на поездку в Данию, где он был помолвлен с Дагмарой. Сама княгиня Мещерская, чтобы не мешать возлюбленному, уехала в Париж, где вышла замуж за Павла Демидова и умерла через два года в возрасте 24 лет при рождении сына.
Брак Александра с Дагмарой, в православии ставшей Марией Федоровной, оказался счастливым. Уже к 30 годам она родила шестерых детей, в том числе первенца — будущего Николая II.
После трагической гибели отца Александр III жил в постоянном страхе перед покушениями, боялся Петербурга, жил в Гатчине. Однажды по его вине произошел трагический случай. Александру, вошедшему в дежурную комнату, показалось, что один из его адъютантов барон Рейтерн прячет за спиной бомбу и готов бросить ее. Император застрелил адъютанта на месте. Оказалось, что барон просто курил папиросу и при неожиданном появлении царя спрятал ее за спину...
Александр III обладал невероятной трудоспособностью и огромной физической силой. Он мог руками свернуть в трубку железный поднос, согнуть железную кочергу или серебряный рубль. Однажды за обедом австрийский посол, коснувшись волнений на Балканах, угрожающе намекнул, что Австрия может мобилизовать два-три армейских корпуса. Александр спокойно взял серебряную вилку, скрутил ее петлей и бросил австрийскому послу.
— Вот что я сделаю с вашими двумя-тремя мобилизованными корпусами, — хладнокровно сказал государь.
Император имел сильную волю, решительный характер, громоподобный голос, был резок, прост в манерах, еде и одежде, которую носил до тех пор, пока она полностью не изнашивалась. Королева Виктория заметила, что этот могучий царь — «монарх, которого она не считает джентльменом».
17 октября 1888 г. близ станции Борки недалеко от Харькова, когда царская семья возвращалась из Крыма, поезд потерпел крушение и сошел с рельс. Царь требовал максимальной скорости, состав был крайне тяжелый. 15 вагонов тянули два товарных паровоза, которые начали раскачиваться. О возможности аварии еще раньше предупреждал управляющий Юго-Западными дорогами С. Ю. Витте. В то время, когда царь проезжал по его пути, он приказал снизить скорость и вызвал неудовольствие императора.
Теперь царь ехал по другой дороге, и, как обычно, настаивал на быстрой езде. Ни у кого не нашлось твердости сказать, что это невозможно. Произошло несчастье: весь поезд упал под насыпь, 23 человека были убиты, несколько искалечены. В это время государь со своей семьей находился в столовом вагоне. Раздался сильный треск, вагон наклонился, разрушился, а крыша упала на императора, который благодаря своей гигантской силе удерживал ее на своей спине до тех пор, пока жена и дети не выбрались на свободу. Они получили ссадины и травмы.
В боязни за свою жизнь царь все чаще прибегал к спиртному. Мария Федоровна, по настоянию врачей, старалась ограничить его страсть к выпивке, однако это плохо ей удавалось.
Начальник его охраны, большой любитель горячительных напитков, генерал-адъютант П. А. Черевин рассказывал, что Александр в последние годы жизни от страха и пьянства все больше терял человеческий облик. Так, осушив вместе с Черевиным по пол-литровой фляге коньяку, которые они прятали от императрицы Марии Федоровны в голенища сапог, царь валялся по полу гостиной, лаял, хрюкал, старался укусить проходивших за ноги.
После катастрофы в Борках он стал выглядеть болезненным, малокровным. Известный врач Захарьин определил, что у императора развился нефрит — болезнь почек. Он умер в Крыму 20 октября 1894 г.
Неожиданная смерть 49-летнего Александра III передала Россию в слабые руки его 26-летнего сына и поставила страну перед катастрофой...» (Яковер Л. Б. Занимательные истории...)
Вопросы: как характеризует личность императора Александра III этот материала? Почему этого императора называли Миротворцем?
2. Вопрос изучается путем самостоятельной работы с учебником. Перед ее началом необходимо поставить вопросы: как сельское хозяйство России было связано с мировой экономикой? Всегда ли эта связь оказывала положительное влияние на русскую деревню? Почему капитализация русской деревни сопровождалась нищетой и голодом большинства крестьянства?
3. Вопрос разъясняется учителем и записывается в рабочие тетради восьмиклассников в виде опорного конспекта.
ПРИЧИНЫ КОНТРРЕФОРМ АЛЕКСАНДРА III:
· рост либеральных и революционных настроений в обществе;
· терроризм революционеров по отношению к представителям власти.
ПЕЧАТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ:
1. 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных и радикальных журналов
2. 1887 г. Указ о «кухаркиных детях», запрещавший обучение в гимназиях детям крестьян и рабочих
3. 1884 г. Реакционный университетский устав, ликвидировавший автономию университетов
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ:
· создание земских участков во главе с земскими начальниками в целях усиления административного и полицейского надзора в уездах и губерниях;
· упразднение мирового суда;
1892 г. — ограничение избирательных прав городского населения путем введения высокого имущественного ценза;
1890 г. — ограничение функций земств и усиление контроля за деятельностью этих учреждений. Сокращение крестьянского представительства в земствах.
Учитель сообщает школьникам краткие сведения о ближайших помощниках нового императора. Победоносцев Константин Петрович (1827—1907) — государственный деятель, ученый-правовед. Служил при Сенате. В 1860—1865 гг. — профессор права в Московском университете, участвовал в подготовке судебной реформы, печатал статьи в журнале «Русский вестник», стоявшем на либеральных позициях. С 1865 г. служил в Министерстве юстиции, в 1868 г. — сенатор, в 1872 г. — член Государственного совета. Преподавал законоведение будущим Александру III и Николаю II. В 1880 — 1905 гг. — обер-прокурор Синода, при нем духовенство стало получать государственное содержание, увеличилось число начальных школ при церквях. В царствование Александра III — его ближайший советник, противник реформ и ограничения монархии, автор Манифеста о незыблимости самодержавия. После выхода Манифеста 17 октября 1905 г. — в отставке.
ГЛАВНЫЙ СОВЕТНИК - ПОБЕДОНОСЦЕВ
Единственный человек, на которого Александр III мог полностью опереться, был Константин Петрович Победоносцев, обладавший твердой волей, огромными знаниями, сторонник монархии. В Гатчину, куда выехал император после трагических событий, он часто писал ему ободряющие письма, призывал быть твердым и решительным в наведении порядка в стране.
Консерватор и реакционер, Победоносцев стал первым после императора человеком в государстве. В Европе его величали «Русским Папой». Обыгрывая фамилию, о нем сложили злую эпиграмму:
Победоносцев для Синода, Обедоносцев для двора, Бедоносцев для народа и Доносцев для царя.
(Яковер Л. Б. Занимательные истории...)
О втором царском сановнике учитель ограничивается справочным материалом: Толстой Дмитрий Андреевич (1823—1889) — государственный деятель. В молодости входил в круг «либеральных демократов», близкий к Константину Павловичу. В 1865—1880 гг. — обер-прокурор Синода, в 1866—1880 гг. — министр народного просвещения, строил политику в области образования по сословному признаку — народу достаточно начальной школы, университет — дворянская привилегия. С 1882 г. — шеф жандармов и министр внутренних дел, один из организаторов проведения контрреформ.
Домашнее задание: П. Н. Зырянов, § 27.