Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Введение
Внутрипредметные связи. Периодизация всемирной истории. Хронологические рамки и содержание первого периода Новой истории.
Основные факты и понятия. Новое время (начало XVI—XIX в.). Исторический процесс. Формирование единой мировой цивилизации.
План урока
1. Первый период Новой истории: основные достижения.
2. Рубеж XVIII—XIX вв. — переход на новую «ступень».
3. Содержание второго периода Новой истории.
Ход урока
1. Урок можно начать с повторительной беседы, раскрывающей основное содержание первого периода Новой истории, изученного учащимися в 7 классе.
1. Когда начался и когда закончился период Нового времени?
2. Какие исторические события позволяют историкам считать именно XV в. началом нового периода в истории?
3. Назовите крупные последствия Великих географических открытий, Возрождения, Реформации и Просвещения.
4. Что такое капиталистическое производство и чем оно отличалось от средневекового производства?
5. Какие изменения произошли в первый период Новой истории в политическом устройстве европейских государств?
6. Что такое революция? Как вы считаете, в каких сферах произошли революции в этот период?
7. Как изменились международные отношения в XVI—XVIII вв.?
Можно предложить игровые задания, которые позволят вспомнить наиболее яркие моменты изученного.
1. На последнюю парту каждого ряда в классе дается лист бумаги, на котором написана тема. Ученики каждой парты должны написать на листе слова или выражения, названия предметов или имена, которые ассоциируются у них с предложенной темой. Написав, они заворачивают лист и передают на парту вперед, где происходит то же действие. Выигрывает тот ряд, который первым закончил выполнение задания и написал больше разнообразных слов и выражений (повторяющиеся слова засчитываются только один раз). Темы могут быть следующие:
— выдающиеся личности эпохи;
— Великие географические открытия;
— Возрождение;
— Реформация;
— Просвещение;
— революции и т. д.
2. Решите кроссворд.
1 (по вертикали). Место под Парижем, где был построен королевский дворец, ставший символом французского абсолютизма. (Версаль.)
1 (по горизонтали). Французский просветитель. (Вольтер.)
2. Система воззрений, в основе которой лежит представление о ценности человеческой личности. (Гуманизм.)
3. Новый источник энергии, появившийся в Новое время. (Пар.)
4. Первооткрыватель американского континента. (Колумб.)
5. Стиль в архитектуре, распространенный в конце ХVI — начале XVIII в. (Барокко.)
6. Форма правления, при которой монарху принадлежит верховная и неделимая власть в государстве. (Абсолютизм.)
7. Один из самых знаменитых художников эпохи Возрождения. (Рафаэль.)
8. Один из родоначальников протестантизма. (Лютер.)
9. Знаменитый английский ученый, сформулировавший основные законы механики. (Ньютон.)
10. Ученый, основатель современной системы взглядов на строение Вселенной. (Коперник.)
11. Новое течение в христианстве, возникшее в Новое время. (Протестантизм.)
12. Европейская страна, в которой после революции сформировалась ограниченная монархия. (Англия.)
13. Коренной переворот, меняющий установленный порядок в государстве, науке и т. д. (Революция.)
2. Далее учитель кратко рассказывает о том, что изменения, произошедшие в Европе к концу XVIII в., подготовили переход на новую ступень развития. Данный переход не являлся революционным, но тем не менее изменения были очень значительными и заметными. Это связано прежде всего с Французской революцией и промышленной революцией конца XVIII в. в Англии.
3. На заключительном этапе урока учитель предлагает ученикам актуализировать имеющиеся у них знания и перечислить события и изменения, произошедшие в Европе в XIX в. Возможно, они сумеют назвать Наполеоновские войны, в том числе с Россией, образование в европейских государствах политических партий, Гражданскую войну в США, технические изобретения, наиболее известные произведения искусства и литературы. Учитель дополняет ответы учеников, создавая у них представление о наиболее ярких сюжетах, подчеркивая, что именно в эту эпоху шло формирование единой мировой цивилизации.